Без двойников и пустышек

Поправки в ЖК помогут защитить интересы собственников от недобросовестных управляющих

В январе 2018 года вступил в силу Федеральный закон № 485 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». По мнению экспертов, содержащиеся в нем новации позволят решить ряд застарелых проблем, связанных с деятельностью управляющих компаний (УК) в сфере ЖКХ.

Прежде всего, должна исчезнуть практика двойных квитанций. Как пояснил начальник Государственной жилищной инспекции Ростовской области Павел Асташев, раньше при переходе дома от одной УК к другой обе организации выставляли квитанции: прежняя, так как дом продолжал находиться в ее лицензии, а новая — так как был заключен договор с собственниками помещений в доме. В 2017 году в ГЖИ области поступило 279 обращений, связанных с двойными квитанциями. Теперь, после внесения изменений в ЖК РФ, управляющая организация должна приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом только, начиная с даты внесения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, а не с даты указанной в договоре управления. Это позволяет исключить возможность выставления двойных квитанций.

Весьма важной является и другая законодательная инициатива, нацеленная на повышение ответственности УК за срыв или уклонение от проверок органа государственного жилищного надзора, проводимых по жалобам граждан. В прошлом году в Ростовской области за срыв проверок ГЖИ было возбуждено 240 административных дел. Как показала практика, управляющим компаниям выгоднее было получить штраф за уклонение от проверки, чем за нарушение лицензионных и иных требований (во втором случае штраф выше). Теперь же, если УК в течение года будет препятствовать проведению проверок три и более раз, то компанию просто отстранят от управления домом.

Уйдет и проблема похожих названий разных управляющих компаний. Например, ООО УК «Основа» и ООО «Основа», ООО УК «РСУ-5» и ООО «РСУ-5». После вступления в силу поправок в ЖК фирмы с похожими названиями должны в течение шести месяцев внести изменения в свои учредительные документы.

Ускорить и упростить процесс устранения недостатков должно введение предварительных проверок. Теперь при получении жалобы жилинспектор может не оформлять массу запросов и документов, а напрямую связаться с жителем, УК или ресурсоснабжающей организацией. Как подчеркнул Павел Асташев, предварительная проверка — это неформальный способ общения проверяющего с заявителем и с управляющей компанией. Но, как правило, все УК хотят избежать официальной проверки и устраняют нарушения.

Решен вопрос и с так называемыми пустыми лицензиями УК. Если в течение шести месяцев со дня получения лицензии в реестре лицензии будут отсутствовать сведения об управлении многоквартирными домами, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, то это обстоятельство является основанием для принятия лицензионной комиссией решения об обращении в суд с иском об аннулировании лицензии.


Справочно

В Ростовской области 525 управляющих компаний имеют лицензии на управление многоквартирными домами. Из них 136 лицензий, или 25% от общего количества — «пустые», то есть компании не имеют многоквартирных домов в управлении.