Солидарная позиция

Shutterstock
Необходимо решить проблему выполнения госконтрактов с фиксированной ценой

Александра БЕЛОУС, президент межотраслевой Ассоциации СРО «Синергия»:

Screenshot_1.png

Недавно Минстрой, Минфин и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) опубликовали совместное письмо, в котором выразили солидарную позицию относительно возможности изменения цены и срока уже заключенного госконтракта по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, а также проведению работ по сохранению культурного наследия при существенном удорожании строительных ресурсов в процессе его исполнения.

Соответствующую возможность дает п. 8 ч. 1 ст. 95 федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ). Кроме того, на фоне роста стоимости строительных материалов Ассоциация «Национальное объединение строителей» (НОСТРОЙ) предложила разработать универсальный правовой механизм по изменению твердой цены контракта в рамках не только 44-ФЗ, но и федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ) и постановления правительства №615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме» (615-ПП). НОСТРОЙ также обратил внимание на то, что за 2020 год более 90% контрактов было расторговано со сроком действия менее 1 года и стоимостью менее 100 млн рублей, что исключает возможность для заключивших их строительных организаций воспользоваться п. 8 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ. Проект предполагаемых изменений уже направлен курирующему строительную отрасль вице-премьеру Марату Хуснуллину и в Минстрой.

Предлагаемые НОСТРОЙ и министерствами меры очень актуальны и своевременны, особенно с учетом продолжающегося роста цен на стройматериалы: по данным Росстата, только в мае 2021 года они поднялись по сравнению с апрелем почти на 5%, а относительно мая 2020 года — примерно на 16,5%. При этом с января металлические изделия и конструкции для строительства подорожали в целом на 25-80%. Особенно сильно выросла в цене строительная арматура; только в I квартале 2021 года ее стоимость увеличилась на 70-90%, а по некоторым позициям практически удвоилась. За тонну арматуры стали просить примерно 36 тыс. рублей. В связи с этим подорожали и все металлосодержащие изделия, в том числе металлопластиковые окна, двери, инженерные системы, трубы и воздуховоды. Как отмечает глава НОСТРОЙ Антон Глушков, ситуация с ростом цен на металлопродукцию уже привела к колоссальным убыткам стройкомпаний при выполнении госконтрактов с фиксированной ценой на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт. Многие малые и средние компании вынуждены были даже объявить о банкротстве и уйти с рынка.

Проблема расширения перечня организаций, имеющих возможность для пересмотра стоимости госконтрактов, стоит сейчас очень остро, особенно для малых и средних строительных компаний. На практике 44-ФЗ позволяет оказать помощь только крупным строительным компаниям, ведь, согласно п. 8 ч. 1 ст. 95, пересмотр условий возможен лишь в случае, «если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный правительством Российской Федерации (100 млн рублей), возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Предусмотренное настоящим пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30%».

Таким образом, под действие этого нормативно-правового акта в его нынешнем виде подпадают только контракты стоимостью более 100 млн рублей и, соответственно, только крупные застройщики, способные такие контракты исполнять. Что же до средних и малых строительных организаций, особенно ИП, то они оказываются в наиболее уязвимом положении. Понятно, что вся строительная отрасль сейчас переживает не лучшие времена: сначала по ней сильно ударили режим ограничений из-за пандемии коронавируса и массовый отток иностранной рабочей силы, потом — резкий рост цен на стройматериалы. Но если у крупных застройщиков большие обороты и есть значительные финансовые резервы, то у малых и средних компаний все имеющиеся средства обычно в обороте — и при любой нестабильности на рынке они подвержены наибольшим рискам. Межотраслевая Ассоциация саморегулируемых организаций в области строительства и проектирования «Синергия» приветствует инициативы НОСТРОЙ, Минфина, Минстроя и ФАС по поддержке организаций строительной отрасли и призывает максимально расширить перечень строительных организаций, имеющих право на пересмотр цены контракта при значительном увеличении цен на строительные материалы.

Действия НОСТРОЙ и Минстроя по поддержке предприятий строительной отрасли в нынешней сложной экономической ситуации, безусловно, приносят большую пользу, своевременны и необходимы. По нашим данным, они вызывают горячий отклик, одобрение и поддержку большинства участников отрасли. К сожалению, несовершенство законодательства в области проведения тендерных процедур — речь прежде всего о 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП, — а также недостаточная гибкость методики ценообразования в строительстве не позволяют сегодня рынку быстро адаптироваться к резко меняющимся условиям и колебаниям цен. Более того, изъяны тендерного законодательства уже стали тормозом для развития строительной отрасли и препятствием в реализации национальных проектов, поскольку не позволяют в должной мере защитить интересы малых и средних стройкомпаний и дольщиков. Мы искренне надеемся, что власти примут во внимание необходимость внесения предлагаемых НОСТРОЙ изменений в 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП в интересах отрасли.


Теги: