Законодатели считают необходимым отменить требование, в соответствии с которым объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня является проектная документация всех объектов капитального строительства, строительство и реконструкцию которых предполагается осуществлять в Арктике. Именно такое требование появилось в статье 11 федерального закона №174- ФЗ от 23 ноября 1995 года «Об экологической экспертизе» в результате принятия 13 июля 2020 года федеральных законов №193- ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне РФ» и №194-ФЗ, внесшего изменения в отдельные законодательные акты в связи с принятием 193-ФЗ.
Однако уже в октябре 2020 года инициативной группой депутатов и членами Совета Федерации РФ на рассмотрение в Госдуму был направлен законопроект «О внесении изменений в статью 11 федерального закона «Об экологической экспертизе». В январе 2021 года документ переработали и снова отправили на рассмотрение как законопроект, который предусматривает исключение требования о проведении экологической экспертизы федерального уровня проектной документации для объектов социальной и транспортной инфраструктур, возводимых или реконструируемых в границах населенных пунктов на территории Арктической зоны, при условии, что они не относятся к объектам I и II категорий в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (их перечень устанавливается правительством РФ). Предложение было принято парламентариями в первом чтении 26 мая.
Представляя проект федерального закона, сенатор Константин Долгов подчеркнул, что это изменение вносится в целях устранения избыточных барьеров при строительстве в Арктике. По его словам, необходимость разработки этого законопроекта обусловлена тем, что принятие 194-ФЗ повлекло необходимость проведения экологической экспертизы в отношении необоснованно широкого перечня объектов в Арктической зоне вне зависимости от их параметров, сложности и степени воздействия на окружающую среду. В результате возник коллапс в строительстве и реконструкции многих объектов в Арктической зоне.
«Там и так непросто строить — мы это прекрасно знаем, — а стало еще сложнее», — заявил Константин Долгов. Он сообщил, что в результате введения в действие норм 194-ФЗ только в Мурманской области не строятся объекты, на экологическую экспертизу которых требуется более миллиарда рублей, при том, что она по сути не нужна. Не менее значимые суммы для ее проведения требуются и в других арктических регионах. Вступление в силу предложенных изменений разблокирует строительство важнейших объектов, прежде всего в социальной сфере. В перечень объектов социальной и транспортной инфраструктур, не подлежащих экологической экспертизе, предлагается включить в первую очередь школы, детские сады, иные образовательные организации; больницы, дома ребенка, станции скорой помощи, иные медицинские учреждения, дома престарелых; объекты, предназначенные для размещения музеев, выставочных залов, художественных галерей, домов культуры, библиотек, читальных залов; площадки для занятия физической культурой и спортом, спортивные залы, стадионы, лыжные комплексы; объекты, предназначенные для размещения подразделений аварийно-спасательных служб.
Вместе с тем в заключении комитета Госдумы РФ по энергетике по данному законопроекту подчеркивается, что исключение требования о проведении госэкоэкспертизы стоит распространить также и на буровые скважины. Сделать это необходимо потому, что проведение такой экспертизы в отношении буровых скважин дублирует существующие административные процедуры, влечет за собой значительное увеличение сроков бурения и, как следствие, невыполнение лицензионных обязательств недропользователями, снижение добычи и недопоступление доходов в бюджет страны.
В марте «Стройгазета» уже писала о том, что государственная экологическая экспертиза отдаляет реализацию нацпроектов в Арктике минимум на год. Об этом говорилось, в частности, на совещании по вопросам взаимодействия с организациями нефтяной и газовой промышленности топливно-энергетического комплекса, прошедшем на площадке Омского филиала Главгосэкспертизы России. Теперь появилась надежда на то, что связанные с проведением этой экспертизы излишние административные барьеры на пути строительства многих социальных, транспортных, промышленных и других значимых объектов в Арктике будут устранены.
Владимир Бурматов, председатель комитета Госдумы РФ по экологии и охране окружающей среды:
«Мы у арктических регионов запросили позицию по этому законопроекту: они поддерживают инициативу, заявляют о необходимости исключения данного юридического казуса, который фактически парализовал строительство в северных регионах нашей страны и поставил под угрозу срыва исполнение нацпроектов»
Номер публикации: №23 18.06.2021