По словам вице-президента Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антона Мороза, система госзакупок нуждается в глобальной ревизии. Такое мнение представитель профессионального сообщества высказал на круглом столе «Государственные закупки и ценообразование в строительстве», прошедшем в рамках «Российской строительной недели» (RosBuild-2021).
Со свой стороны, НОСТРОЙ уже сформировал и направил в органы власти ряд соответствующих предложений по совершенствованию системы закупок в строительстве. Среди них, к примеру: внедрение в госзакупки системы рейтингования подрядчиков — членов саморегулируемых организаций (СРО), установление обязательного авансирования по договорам строительного подряда в размере от 20% до 50%, отмена требования о банковской гарантии для подрядных организаций по госконтрактам стоимостью не более 60 млн рублей при строительных работах и до 25 млн при проектировании, а также полный отказ от обеспечения гарантийных обязательств.
Помимо этого, Минстрою России было предложено разработать и внедрить механизм выравнивания конкурентных преимуществ между строительными организациями, зарегистрированными в субъектах РФ со сложными климатическими условиями и в иных регионах страны. Также ведомству предлагается дополнить перечень оснований для увеличения стоимости государственных и муниципальных контрактов по строительству в случае роста стоимости стройматериалов более чем на 15% в квартал.
В свою очередь, член президиума СРО Ассоциация «Строители Крыма», директор компании «Гарант-С» Антон Кузенский обратил внимание на проблемы при реализации контрактов по строительству или реконструкции объектов капитального строительства на примере своей республики. Одна из основных проблем — определение предельной сметной стоимости объекта. «Зачастую она определяется объектами-аналогами, где нет привязки к местности. Поэтому необходимо понятие предпроектной работы сделать обязательным», — прокомментировал он.
Продолжая тему, председатель комитета НОСТРОЙ по развитию стройотрасли и контрактной системе Эдуард Дадов отметил негативное влияние наблюдаемого в последнее время резкого роста стоимости стройматериалов на исполнение государственных и муниципальных контрактов. Особое внимание он заострил на проблемах ценообразования в бюджетном строительстве, где основная причина кроется в том, что цена строительства не соответствует рынку.
Согласно данным стройкомпаний, которые привел директор департамента ценообразования в строительстве НОСТРОЙ Павел Малахов, по некоторым стройматериалам сейчас возник дефицит. Это вызвало подъем цен на продукцию, в частности, был отмечен колоссальный рост цены металлопроката, который продолжается с конца прошлого года, и даже в нынешнем марте составил около 10%.
Вместе с тем, глава департамента металлургии и материалов Минпромторга РФ Роман Куприн заверил собравшихся, что вопрос ценообразования является не самым насущным на рынке стройматериалов. «Главная проблема производства стройматериалов — их сбыт. Загрузка по ряду таких материалов, как щебень, нерудные материалы и цемент составляет менее 50%», — подчеркнул он, добавив, что по итогам 2020 года рост цен на стройпродукцию не превысил в среднем и 3%.
Номер публикации: №10 19.03.2021