Фундамент под Арктику

Shutterstock
НОСТРОЙ подготовил предложения по развитию территорий со сложными климатическими условиями

Айхал ГАБЫШЕВ, координатор НОСТРОЙ по ДФО, генеральный директор «Союза строителей Якутии»

Screenshot_1.png

В одном из своих выступлений Владимир Путин отметил, что в следующие десятилетия Россия будет прирастать Арктикой и северными территориями, а их развитие становится приоритетом государственной политики. Ключевым фактором для достижения поставленных целей является жилищное строительство.

Сегодня жилищный фонд северных широт, занимающих более 70% страны, характеризуется по сравнению со среднероссийскими показателями более высокой степенью ветхости и аварийности, износа инженерно-технических сетей и недостаточным уровнем обеспеченности объектами социальной инфраструктуры. Так, по данным Единой межведомственной информационно-статистической системы ЕМИСС за 2019 год, общая площадь жилых помещений, приходящихся в среднем, к примеру, на одного жителя Арктической зоны, составляет 24,32 квадратных метра, что почти на два «квадрата» ниже общероссийского показателя, причем новое жилье здесь практически не строится.

Более того, на дальневосточных Арктических территориях мы сталкиваемся с тем, что во многих муниципальных районах, где должны строить жилье в рамках программы переселения, просто некому строить в связи с определенным рядом сложностей. Арктика — одна из самых труднодоступных территорий страны, и обеспечить завоз стройматериалов в арктические районы — сложнейшая транспортно-логистическая задача. Доля транспортных издержек в стоимости конечного продукта в несколько раз превышает среднероссийский уровень, доходя до 40-70%. Короткие сроки функционирования автозимника (до 46 суток), навигации на Северном морском пути (около двух месяцев) и арктических реках (от 20 суток до четырех месяцев) сказываются на увеличении запасов товарно-материальных ценностей, что влечет дополнительные затраты на организацию доставки грузов в первоочередном порядке. В результате получается очень серьезное удорожание строительства: если в среднем по Якутии стоимость строительства квадратного метра жилья составляет порядка 70 тыс. рублей, то в арктических районах она может превышать 160 тыс. рублей — исключительно из-за транспортной логистики.

С учетом изложенного Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ) подготовило ряд предложений, озвученных мной на днях в рамках тематического круглого стола в Совете Федерации РФ; все наши инициативы уже переданы федеральным органам власти для проработки и принятия соответствующих решений.

В частности, по мнению профсообщества, решить проблему высокой стоимости строительства могло бы обеспечение Арктических территорий собственными мощностями по производству стройматериалов из местного сырья. Учитывая короткий («северный») цикл строительства, надо максимально упростить прохождение профильных административных процедур. При этом подключение к сетям инженерно-технического обеспечения также должно осуществляться опережающими темпами, а земельные участки предоставляться только при условии их обеспечения необходимой инженерной инфраструктурой.

Кроме этого остро стоит вопрос поддержки подрядных строительных организаций, зарегистрированных и осуществляющих свою деятельность в Арктической зоне и на Крайнем Севере. Такие компании вынужденно несут большие расходы по сравнению с коллегами из других субъектов РФ, в том числе затраты на оплату труда местных специалистов и рабочих (за счет «северных надбавок»).

В сложных климатических условиях нужны новые стандарты строительства и эксплуатации зданий и сооружений, так как разрушение почв из-за таяния вечной мерзлоты становится одной из масштабных угроз. Яркий тому пример — авария на ТЭЦ-3 в Норильске. Поэтому мониторинг состояния вечной мерзлоты необходим, обязательной должна быть процедура наблюдения за состоянием зданий и сооружений, стоящих на вечномерзлых грунтах. Сегодня же в России это носит пока только добровольный характер.

Ну и, наконец, еще один, не менее важный, фактор, способствующий развитию жилищного строительства в Арктической зоне, — это доступность кредитования для строителей. Целесообразным также будет запуск программы «Арктическая ипотека» — по принципу действующей «Дальневосточной» под 2% годовых. По аналогии стоит ускорить и принятие программы «Арктический гектар», предусматривающей бесплатное предоставление россиянам земельных участков площадью до 1 гектара для строительства жилья и ведения бизнеса.

2,6 млн человек проживают постоянно на территориях Арктической зоны РФ (данные Росстата по состоянию на начало 2020 года)

Справочно:

К сухопутным территориям Арктической зоны РФ относятся: Мурманская область, Ненецкий АО, Чукотский АО, Ямало-Ненецкий АО, 13 муниципальных районов Республики Саха (Якутия), пять муниципальных районов Республики Карелия, Усть-Цилемский район Республики Коми, два муниципальных района и 10 поселков Красноярского края, шесть муниципальных районов Архангельской области, а также города Костомукша, Воркута, Инта, Усинск, Норильск, Архангельск, Новодвинск и Северодвинск.


Теги: