В преддверии отчета правительства РФ о работе за предыдущий год в Государственной думе (ГД) РФ прошли рабочие встречи министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) РФ Ирека Файзуллина с профильными комитетами нижней палаты парламента. В общей сложности в конце марта — начале апреля глава Минстроя России принял участие в трех думских заседаниях: с комитетами по транспорту и строительству; по жилищной политике и ЖКХ; по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям.
Так, в частности, выступая перед депутатами комитета ГД РФ по жилищной политике и ЖКХ, Ирек Файзуллин проинформировал собравшихся о том, что с 2019 по 2024 год запланировано расселение 500 тыс. человек из почти 9 млн квадратных метров непригодного для проживания жилья, в 2021 году предстоит расселить 130 тыс. россиян. Министр также рассказал, что собираемость платы за ЖКХ составила 96,2% — 206 млрд рублей, что даже несколько больше, чем в 2019 году. Кроме того, начата масштабная цифровизация ЖКХ, и с 1 сентября прошлого года заработала система мониторинга инцидентов и аварий в этой сфере. В свою очередь, председатель комитета Галина Хованская напомнила о внесенных в Госдуму и «зависших» законопроектах, в том числе внесенных по поручению президента страны. В частности, летом 2017 года был принят в первом чтении законопроект о восстановлении системы госучета жилищного фонда, и к нему до сих пор нет поправок от кабмина. Она также подняла проблему безопасности в домах с газовым оборудованием. Первое предложение, на котором настаивает ее комитет, — установка во всех новостройках системы автоматического отключения газа при его определенной концентрации.
Оптимистичный настрой
На заседании другого комитета ГД РФ, по транспорту и строительству, Ирек Файзуллин подчеркнул, что первоочередная задача, стоящая сейчас перед государством, — это обеспечение ввода жилья до 2024 года в объеме 410 млн кв. м и 1 млрд «квадратов» — до 2030 года. В связи с этим министр сообщил, что в правительство внесен проект поправок в Градостроительный кодекс РФ, который вводит виды типовой документации, предназначенной для многократного применения при строительстве типовых объектов. Также внесен проект изменений в Градкодекс в части уточнения правового статуса рабочей документации на объектах капительного строительства.
Жилищный вопрос россиян получил продолжение и в рамках рабочей встречи главы Минстроя России с депутатами комитета ГД РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям. На ней Ирек Файзуллин привел уточненные данные Росстата, согласно которым объем ввода нового жилья в стране в 2020 году превысил уровень 2019 года и составил 82,2 млн «квадратов», из которых почти 42 млн — в многоквартирных домах. Оптимистично настроен министр и в отношении выполнения параметров национального проекта «Жилье и городская среда» в 2021 году, согласно которому должно быть построено 78 млн новых кв. м. Задел для этого есть: по тем объектам, которые сейчас строятся, выданы разрешения на строительство многоквартирных домов (МКД) общей площадью 157 млн «квадратов». Кроме того, в области строительства многоквартирного жилья недавно приняты три меры, каждая из которых потребует по 500 млрд рублей: на модернизацию инфраструктуры через фонд ЖКХ по возвратным схемам, бюджетные кредиты субъектам РФ и инфраструктурные облигации.
Ускорить строительство позволит также работа по совершенствованию нормативной базы. В этой связи Ирек Файзуллин сообщил, что перед ведомством поставлена задача обеспечить возможность реализации проектов на базе Еврокодов. Соответствующие соглашения уже заключены Минстроем с РСПП, ТПП, НОСТРОЙ и НОПРИЗ, и сейчас прорабатывается возможность применения Еврокодов в пилотных проектах. Большое внимание также уделяется Минстроем добровольному применению норм. В прошлом году было принято постановление о переводе в область добровольности почти 3 тыс. норм, и сейчас на стадии подписания постановление правительства, согласно которому еще 3802 нормы станут необязательными. Министр подчеркнул, что добровольность применения норм не влечет за собой ущерб безопасности, а лишь позволяет ускорить и упростить процедуры.
Среди процессов, которые были запущены Минстроем России в 2020 году и которые необходимо развивать и в дальнейшем, Ирек Файзуллин назвал также нормативное сопровождение промышленного строительства, которое раньше, по его словам, в принципе, ни один орган исполнительной власти в таком виде, как сейчас, никогда не вел. По словам министра, этот блок вопросов тоже необходимо регулировать и осуществлять плотную процедуру сопровождения, потому что именно сроки ввода промышленных объектов в эксплуатацию, поддержка их с самого начала инвестиционного строительного цикла позволят стране получить необходимые налоги и рабочие места. В этой связи Минстрою России совместно с Госдумой многое предстоит сделать для ускорения решения вопросов территориального планирования в части размещения объектов промышленности.
Сократить сроки строительства на всех этапах позволит и повышение статуса ГИПов и ГАПов. Министр напомнил, что в Советском Союзе главный инженер проекта принимал решения, которые являлись обязательными, а сегодня сроки строительства и ввода объекта в эксплуатацию затягивает повторная экспертиза. В этой связи Минстрой совместно с аппаратом правительства РФ подготавливает изменения в Градостроительный кодекс, позволяющие сократить сроки этапов проектирования и строительства. В частности, уточняется статус рабочей документации, подготовлен ряд поправок, которые будут работать на сокращение инвестиционного строительного цикла.
Системные проблемы
Продолжая начатый министром разговор, депутаты задали ему ряд вопросов, касающихся системных проблем в отрасли. В частности, в Госдуме обсуждался вопрос концессий в малых населенных пунктах. Отмечалось, что инвесторы не готовы идти в малые города из-за тарифов. Правительство РФ уже поддержало инициативы Минстроя России по совершенствованию и развитию концессионных механизмов. Один из законопроектов предполагает расширение возможности трансформации договоров аренды объектов теплоснабжения, централизованных систем водоснабжения и водоотведения в концессионные соглашения. Согласно второму законопроекту, тариф на коммунальный ресурс при соблюдении всех условий не будет облагаться НДС. Величина тарифа будет формироваться, исходя из необходимой валовой выручки, учитывающей отдельные расходы, включающей «входящий» НДС и применяемую систему налогообложения. Также в ходе заседания поднимался вопрос о создании федеральной программы по строительству инфраструктуры на землях, выделенных для многодетных семей.
Другая проблема, которая волновала парламентариев, — имеющие место факты низкого качества возводимого жилья. Депутаты говорили, к примеру, о многочисленных случаях несоответствия качества строительных материалов проектным решениям. Дело доходит даже до того, что иной раз в здании возводится больше этажей, чем предусмотрено проектом. В этой связи у Ирека Файзуллина спросили, не считает ли он нужным ужесточить технический надзор.
Отвечая на вопрос о повышении ответственности строителей за качество, министр не согласился с тем, что надо ужесточать надзор. Он считает, что его можно ужесточать до бесконечности, но это не даст ожидаемого результата, если все участники строительного комплекса не будут выполнять свои обязанности квалифицированно. Поэтому сегодня перед министерством стоит задача обучить работать в рамках изменяющегося нормативного законодательства заказчиков, подрядные и проектные организации, экспертные органы. В соответствии с постановлениями правительства, с 1 января 2021 года отрасль переходит на технологии информационного моделирования, позволяющие значительно улучшить качество строительства. «Это гигантская задача, которая стоит перед проектным, строительным и надзорным комплексом. Все должны научиться по-новому работать», — заявил министр.
Что же касается имеющих место фактов брака в работе, то, по словам Ирека Файзуллина, любая проблема на стройке, как и вообще в любом деле, должна иметь конкретное имя и фамилию. И если именно так работать, то и любая проблема снимется. Поэтому представители надзорных органов должны зорко смотреть за качеством строительства и не закрывать глаза на недостатки. «Все прописано, нормативка есть», — констатировал министр.
За права граждан
Особо можно выделить блок вопросов, затрагивающих нарушенные права граждан, рассмотренных в ходе бесед министра с депутатами. Так, до сих пор не снята с повестки дня и проблема восстановления прав обманутых дольщиков. Парламентарии спрашивали, почему пострадавшие от действий недобросовестных застройщиков люди по-прежнему выходят на улицу с требованием сообщить им сроки завершения строительства их домов. При этом отмечалось, что там, где обязательства по достройке объекта либо по компенсации берет на себя Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства через региональные фонды, там есть и четкое понимание по срокам.
Министр считает, что в этой части большинство процедур прописаны, но необходимы изменения в законодательстве, которые позволят упростить процедуру работы с арбитражными управляющими, когда становится очевидным, что застройщик уже не способен достроить объект. Необходимость в принятии таких мер очевидна в связи с тем, что, хотя уже более половины многоквартирного жилья строится по счетам эскроу и это сделало ситуацию в области долевого строительства более стабильной, проблемные объекты продолжают появляться. По прогнозу принявшего участие во встрече генерального директора Фонда защиты прав граждан — участников долевого строительства Константина Тимофеева, в ближайшие 2-2,5 года может появиться дополнительно до 25 тыс. пострадавших граждан. По его словам, только в I квартале текущего года число таких граждан возросло на 5 тыс. человек. По причине банкротства застройщиков в субъектах РФ в IV квартале 2020 года не было введено в срок около 100 объектов, в I квартале 2021 года нарушены сроки строительства уже более 120 объектов. Регионы разработали «дорожные карты» по восстановлению нарушенных прав 80 тыс. дольщиков, но около 20% этих «дорожных карт» рассчитаны на завершение строительства в 2024 году, причем без разбивки на этапы. По мнению Константина Тимофеева, местные власти просто не знают, что делать с этими проблемными объектами, и поэтому их лучше передавать в Фонд защиты прав дольщиков. Однако с момента обращения губернатора того или иного региона в наблюдательный совет этого фонда до принятия им решения из-за длительной процедуры банкротства проходит около полугода, столько же времени приходится ждать решения арбитражного суда, поэтому все эти процедуры надо значительно ускорить.
Нередко строители нарушают и права граждан на отдых, особенно когда под окнами день и ночь ведется стройка. Как сообщил глава комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев, стройки в непосредственной близости от жилых массивов порождают сильный шум и вибрацию. «Летит строительная пыль, машины разбивают местные дороги и разносят по ним грязь, которая потом превращается в ту же пыль. Существующие нормативы и процедуры контроля по факту не охраняют население от этих негативных факторов, влияющих на здоровье», — рассказал депутат. Он отметил, что, по данным Роспотребнадзора, наиболее значимым из физических факторов, оказывающим влияние на среду обитания человека, является шум, воздействие которого на людей в условии плотной застройки населенных пунктов продолжает возрастать. Доля жилой застройки, не соответствующей санитарным нормам по измерениям шума, в 2019 году составила 13,4%. В 2019 году было зарегистрировано более 28 тыс. жалоб на неблагоприятное воздействие физических факторов, из которых 2/3 обращений связаны с шумовым воздействием. «Предлагаем Минстрою России принять дополнительные меры для исключения негативного влияния на население в условиях таких огромных масштабов строительства и предусмотреть ответственность застройщиков за нарушение установленных требований для проведения строительных работ», — заявил председатель комитета Госдумы.
51 российский регион приостанавливал строительство в разные периоды прошлого года, но при этом итоговый годовой объем ввода новостроек в стране все-таки не снизился
Ирек Файзуллин, глава Минстроя России:
«С 2021 года отрасль переходит на технологии информационного моделирования, которые позволят значительно улучшить качество строительства. Это гигантская задача, которая стоит перед проектным, строительным и надзорным комплексом. Все должны научиться по-новому работать»
Номер публикации: №14 16.04.2021