В историческом центре Ярославля две набережные: одна тянется вдоль Волги, другая — вдоль впадающей в нее реки Которосли. Это любимые места отдыха ярославцев и гостей города, здесь расположено много старинных зданий, памятников истории и архитектуры. Так, на берегу Которосли стоят несколько древних церквей и Спасо-Преображенский монастырь, где более двухсот лет назад был найден единственный сохранившийся список знаменитой поэмы «Слово о полку Игореве». Отсюда начинало свой поход на Москву народное ополчение во главе с Мининым и Пожарским. В честь этого события на берегу Которосли была воздвигнута часовня, которая теперь изображена на 1000-рублевой купюре.
Однако история у ярославских набережных разная. Волжскую набережную начали обустраивать еще в начале ХIХ века на деньги местных купцов. Тогда выровняли крутые откосы, укрепили берег, установили чугунное ограждение, посадили аллею лип, соорудили каменную мостовую, красивые беседки и ротонды.
А вот берег вдоль Которосли до середины ХХ века оставался захламленным и запущенным. Возле стен монастыря была огромная свалка металлолома, рядом — овраг с нечистотами, издававшими ужасное зловоние. Прямо на склонах лепились друг к другу склады и прочие строения, больше похожие на грязные трущобы. Самое удивительное, что конец этому безобразию был положен в тяжелое для страны время — на четвертый год Великой Отечественной войны.
В конце июля 1944 года бюро горкома ВКП(б) приняло решение о строительстве набережной вдоль реки Которосли по образцу Волжской. Это должно было стать началом реализации генерального плана по благоустройству областного центра. При этом работы, требующие определенной квалификации, должны были выполнять специалисты, а более простые строительные работы — жители города в свободное от их основной работы время. Проект новой набережной был разработан в течение всего трех дней, еще шесть дней ушло на выполнение инженерных работ. Первым днем строительства стало 19 августа 1944 года. Жители с энтузиазмом взялись за работу. С самого начала на стройке началось социалистическое соревнование. Вся береговая линия была поделена на участки по числу районов города, и никому не хотелось оказаться в отстающих.
Только за первый месяц и десять дней на строительстве набережной было отработано 80 тыс. человеко-дней, а всего стройка шла меньше трех месяцев. За это время было снесено 38 различных построек, ликвидирована свалка металлолома, засыпан зловонный овраг. Ярославцы уложили в основание набережной тысячи кубометров песка и щебня, сделали щебеночное основание проезжей части, пешеходных дорожек и тротуаров, установили тысячи погонных метров бортовых камней и две тысячи погонных метров решеток. С 1 сентября началось асфальтирование проезжей части и тротуаров. На заключительном этапе были построены один железный и два деревянных пешеходных моста и четыре железобетонные лестницы, позволяющие спуститься к воде. На набережной посадили аллею из 520 деревьев.
Многие ярославцы рассматривали новую набережную как своего рода подарок землякам, сражавшимся на фронтах Великой Отечественной войны. В областной газете «Северный рабочий» было напечатано письмо одной из участниц строительства Валентины Савинской. «Это будет наш подарок дорогим фронтовикам, — писала она. — Добивайте скорее проклятых фашистов и возвращайтесь с победой домой!» Однако новая набережная стала подарком не только для солдат и офицеров, вернувшихся с войны, но и для последующих поколений горожан, уже не представляющих себе Ярославль без этого красивого места.
Номер публикации: №17 01.05.2020