Огни ночного города

Как художественная подсветка меняет образ зданий и улиц

Искусственное освещение стало настолько привычной частью городской жизни, что мы порой не задумываемся, каким огромным потенциалом оно обладает. Художественная подсветка превратилась в элемент архитектуры, она влияет на настроение жителей, превращает здания в городские доминанты и даже повышает инвестиционную привлекательность целых районов. О том, как делается современная архитектурно-художественная подсветка, в интервью «Стройгазете» рассказал основатель компании Svet Expert Рустам ГУСЕЙНОВ.

Screenshot_1.png

«СГ»: Если коротко, что такое «архитектурная подсветка» и для чего она нужна?

Рустам Гусейнов: Качественная архитектурная подсветка помогает сформировать положительный имидж конкретного здания и целого города. Это — важный инструмент развития инфраструктуры, туризма и, соответственно, экономики. К сожалению, на сегодняшний день потенциал архитектурной подсветки и искусственного освещения до конца не раскрыт и не понят. На самом деле это очень перспективное направление в архитектуре и строительной отрасли в целом.

«СГ»: На каких объектах может использоваться архитектурная подсветка?

Р.Г.: Практически на любых — школах, телебашнях, крупных производственных комплексах, объектах транспортной инфраструктуры, памятниках культуры, жилых зданиях... Например, мы «подсвечивали» школу-интернат в селе Гыда в Ямало-Ненецком округе. Это место, которое расположено в 614 километрах от ближайшей железнодорожной станции и добраться до которого можно только на вертолете, и то в определенное время года. Световое оформление фасадов помогло сделать облик школы ярче и дало детям возможность почувствовать себя частью цивилизации, а это очень важно для детского развития и самоощущения.

А в Дербенте мы провели полный аудит существующего освещения, выделили потенциально интересные с точки зрения туризма объекты и дали свои рекомендации по дальнейшей работе со светом. Для Пензы мы разработали концепцию архитектурного освещения нескольких административных объектов, пешеходной Московской улицы, Спасского кафедрального собора в самом центре города. «Подсветили» участок между центральной площадью и набережной, по которому вечером ходить было небезопасно, и потому набережная была фактически выключена из жизни города. Теперь благодаря подсветке набережная «заработала» и стала излюбленным местом для прогулок горожан. Сейчас работаем над световой концепцией одного из ценных историко-культурных объектов — Нижегородского кремля.

«СГ»: Кто основные заказчики подсветки?

Р.Г.: Заказчиком может быть частная компания, городская администрация или федеральная структура. Архитектурная подсветка автомобильного моста через Волгу в Дубне была реализована в рамках региональной программы «Светлый город». Заказ на архитектурную подсветку телебашни в Якутске в январе 2018 года поступил от ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть». Башня высотой 226 метров праздновала юбилей — в середине марта ей исполнялось 55 лет. Это самое высокое в мире сооружение, построенное в районе вечной мерзлоты и, пожалуй, один из самых сложных объектов, над которыми работала наша команда. Для таких объектов мы вместе с производителями разрабатываем специальное световое оборудование.

Есть пример, когда мы связали единым световым мастер-планом целый рабочий городок. Инициатором проекта стала компания ЛУКОЙЛ, одно из ее предприятий расположено в пяти километрах от города Кстово Нижегородской области. Здесь работают более двух тысяч человек. Главной задачей архитектурного освещения стало как раз создание комфортной световой среды для сотрудников предприятия.

«СГ»: А как формируется концепция светового оформления того или иного объекта?

Р.Г.: Важны подготовительная работа и предварительное исследование. Нужно учитывать местоположение объекта, его архитектурный стиль. Главная задача — сделать объект доминантой, но при этом не конфликтующей, а гармонирующей с существующей световой средой. Например, апарт-комплекс Alcon Tower в Москве выдержан в стиле ар-деко, и мы особое внимание уделили ярусному строению здания, которое завершается шпилем. В ближайшем окружении расположен стадион «ВТБ Арена», поэтому за основу мы взяли спортивную атмосферу места и подобрали цветовую палитру, вызывающую ассоциации с золотыми медалями, а ступенчатая композиция световых эффектов напоминает пьедестал. Особенно бережно надо работать с памятниками культурного и архитектурного значения.

Один из наших проектов — подсветка особняка на Остоженке в центре Москвы. Здесь мы использовали прием, который для таких объектов не характерен. Поскольку заказчик планировал использовать здание как офис, мы решили сыграть на контрасте и разместили светильники в оконных проемах и нишах, таким образом выделяя светом окна и сложные архитектурные формы и орнаменты.

«СГ»: Складывается впечатление, что архитектурная подсветка — дело дорогое, нужны оборудование, специалисты… А как на самом деле?

Р.Г.: На самом деле нет. Импортозамещение, ставшее результатом экономических санкций 2014 года, дало импульс развитию местного производства. Сегодня качество светового оборудования, производимого в России, практически не уступает зарубежному. На наших объектах мы используем энергоэффективные решения, которые позволяют экономить электричество. Например, особняк на Остоженке «потребляет» всего 0,68 кВт/ч. Для сравнения — обычный электрический чайник расходует 1-2 кВт электроэнергии. А мост в Дубне — это не более десятка условных чайников. Важно помнить, что подсветка работает только в темное время суток и ее интенсивность меняется.

«СГ»: А как всем этим управлять?

Р.Г.: Благодаря современным технологиям управление подсветкой осуществляется дистанционно, будь то Москва или Якутия. На Alcon Tower управление яркостью основных групп светильников — диммирование — осуществляется с помощью системы управления, передающей сигнал по протоколу DALI. Управление светильниками, освещающими шпиль здания, основано на системе управления по протоколу DMX512. Она позволяет контролировать динамичность света, проигрывать различные сценарии. В Уфе весь город встал, когда самое высокое здание в центре города играло светом в такт музыке на одной из главных радиостанций города. В режиме реального времени световая композиция передавала ритм, настроение и даже музыкальный жанр. Это называется динамическая подсветка.

«СГ»: Каковы, на ваш взгляд, перспективы архитектурной подсветки?

Р.Г.: Самые радужные. Этот рынок в нашей стране, в отличие от стран Европы, пока очень мало освоен, но активно набирает обороты. У нас огромная страна. Посмотрите на световую карту Земли, нам точно есть с чем работать.

Справочно:

Компания Svet Expert — один из лидеров в области архитектурно-художественного освещения в России и Европе. На рынке уже 15 лет. За это время реализовала более 200 проектов в девяти странах мира, включая Россию.


Теги: