Чего не хватает российской туристко-рекреационной инфраструктуре
Пандемия резко увеличила спрос среди россиян на отдых в пределах страны: вместо традиционных поездок за границу жители стали исследовать уголки России. И если наиболее популярные туристические маршруты — Краснодарский край, Крым, Калининградская область справились, так как там уже существовала должная инфраструктура, то другие — оказались не готовы к притоку туристов. В чем проблема? Об этом «Стройгазете» рассказал Амир Идиатулин, генеральный директор и основатель архитектурной студии IND architects.
В 2021 году в России начнет работать корпорация по туризму, которая займется развитием внутреннего туризма. Курировать ее будет вице-премьер Дмитрий Чернышенко. Последний год, когда россияне практически потеряли возможность внешнего туризма, в городах страны резко увеличился поток туристов. В части регионов оказались готовы к этому наплыву — сложилась необходимая инфраструктура и сервис, а в других — наоборот, сервис и инфраструктура отсутствуют. Если из региона в крупные города уезжают собственные жители, так как в родных поселениях нет инфраструктуры, рабочих мест, мест для досуга, странно предполагать, что, в эти регионы будут приезжать туристы.
Чтобы переломить тенденцию и сделать регионы интересными, доступными и комфортными для туристов, требуются вложения и грамотная политика по преобразованию. Корпорация по туризму способна взять работу по контролю и планированию на себя, но с учетом, что корпорация привлечет к процессу специалистов разных областей — архитекторов, урбанистов, экономистов, социологов, культурологов, экологов и пр. В идеале, у каждого потенциального туристического объекта перед началом преобразований должен появиться мастер-план.
Мастер-планирование — новая тенденция в процессе преобразования и развития городов в мире. За последние два года в России прошло три крупных конкурса на разработку мастер-планов для курортной части Дербента, территории вдоль реки Степной Зай в Альметьевске и территории вокруг футбольного стадиона в Самаре. Над мастер-планами самостоятельно работают власти Казани, Астрахани. Преимущество мастер-плана — его комплексность. Специалисты учитывают социально-экономические реалии и обозначают пути для развития. Например, работая над мастер-планом Дербента мы сразу выделили, что город — туристический центр с огромным потенциалом — это, на ряду с сельским хозяйством и созданием бизнес-кластера, стало основным направлением развития.
Понимая куда двигаться, в мастер-плане прописываются шаги по созданию инфраструктуры, пути позиционирования территории, как места для отдыха. В городе должны появиться отели, места для досуга, рестораны, рекреационные зоны, транспортная инфраструктура. Например, Камчатка, потенциально один из главных туристических регионов страны, но из-за отсутствия, в первую очередь, транспортной инфраструктуры, туристы туда не едут.
Работая над мастер-планом и его реализацией, не нужно забывать и про местных жителей. Плохо, если территория станет туристической декорацией, работающей только один-два сезона в году. Территории должны развиваться и быть устойчивыми круглогодично, как для туристов, так и для жителей. Основа мастер-плана и его главный заказчик — жители, а привлечение туристических потоков приведет на территорию бизнес, который только поможет развитию и создания комфортных условий для жизни.
Архитектурная студия IND architects выиграла три конкурса на создание рекреационных объектов в Китае — музей и иммерсивный театр и Армении — городской парк. Это новые объекты, но их основная цель сделать территории комфортными для туристов и жителей, привлечь потоки, бизнес и помочь в развитии. В древней столице Китая — городе Кайфын мы спланировали иммерсивный театр, который связан с историческим контекстом мест. Театр станет точкой притяжения культурной жизни города — там будет музей, фуд-корты, залы для лекций и мастер-классов. Музей Xingfu village Pan-Museum в деревне Синьфу рядом с долиной в провинции Сычуань также станет многофункциональным центром с основной экспозицией, ресторанами и местом для встреч и коммуникации жителей.