«Представители цементной промышленности давно подтверждают готовность отгружать продукцию для строительства и ремонта объектов транспортной инфраструктуры. Отрасль способна в полной мере обеспечить страну высококачественными дорожными цементами, отвечающими требованиям соответствующих ГОСТов и адресных рецептур. Такие стройматериалы уже сертифицированы многими отечественными предприятиями, однако выпускают и продают их в основном небольшими партиями. И дело здесь не в отсутствии необходимых мощностей. Скажу больше, в последние 20 лет российские цементные заводы в среднем загружены примерно на 50%. Так что появление нового сегмента рынка мы рассматриваем как перспективное направление деятельности, которое позволит увеличить объемы производства и снизить себестоимость продукции. Уверен, при грамотном долгосрочном планировании дорожных работ заводы смогут гарантировать своевременность поставок и стабильно высокое качество цемента.
Но, повторю, спрос пока невелик. Возможно, виной тому негативный опыт прошлого. Как известно, в Советском Союзе от строительства цементобетонных магистралей отказались — из-за нарушений технологии и дефицита качественных дорожных цементов на полотне появлялись трещины, сколы кромок и углов плит, иные дефекты. А вот в других государствах, где строго контролировали ход работ и характеристики используемых стройматериалов, трассы из цементобетона очень популярны. Так, сегодня в Европе цементобетонное покрытие имеют 13-40% магистралей, в Китае — около 50%, в США — 60%. И данные показатели растут, что закономерно: цементобетон — износостойкий материал, он способен выдержать большой транспортный поток, не требует ограничений по массе машин или нагрузкам на их оси. Сохраняя устойчивость к воздействию агрессивных факторов внешней среды, такие дороги обеспечивают высокое сцепление с колесом, отсутствие пыли и лучшую видимость. Они служат в разных климатических условиях — подходят и для жаркого южного лета, и для суровой сибирской зимы.
Противники технологии нередко ссылаются на более высокую стоимость проектов. Но с этим можно и нужно поспорить. Так, еще в 2019 году специалисты агентства «РБК Исследования рынков» подготовили «Анализ перспектив развития технологии строительства автомобильных дорог с цементобетонными покрытиями в России». По их данным, при тщательном соблюдении технологии на всех этапах строительства и эксплуатации — от подбора смеси до ухода за уложенным покрытием — текущий ремонт необходим цементобетонной дороге лишь раз в 12 лет, а полная смена покрытия потребуется только через 30 лет. За это время трасса из цементобетона обойдется почти в два раза дешевле асфальтобетонной — 7946 рублей накопленных затрат на один квадратный метр покрытия против 14482 рублей (в ценах 2019 года). Но такие исследования публикуются редко. Обычно реального сравнения стоимости строительства асфальто- и цементобетонных дорог не проводится. Если в соответствии с федеральным законом №135 «О защите конкуренции» такой анализ будет выполняться для каждого конкретного объекта, станет очевидно, что использование технологий обустройства дорожных одежд с цементобетонным покрытием не приводит к увеличению затрат. Кроме того, это остановит рост цен на битум, производители которого, как и цементники, будут вести работу в условиях конкурентной борьбы».
Добавим, в соответствии с утвержденным Владимиром Путиным перечнем поручений правительству при участии комиссии Государственного Совета РФ по направлению «Транспорт» необходимо представить предложения об
увеличении межремонтных сроков для всех категорий автомобильных дорог при условии сохранения уровня безопасности дорожного движения. По мнению многих экспертов, более широкое применение цементобетона позволит добиться и этой цели.