Бодрствуй и учись

Бодрствуй и учись

НИУ МГСУ
Мастер «старой школы» о том, чего не хватает современным инженерам-строителям

Ему предсказывали большое будущее музыканта, но карьере скрипача он предпочел проектирование и исследование строительных конструкций. В 1989-1991 годах — председатель Сибирского филиала Национального комитета СССР FIP (Международной федерации преднапряженного железобетона). В 1991-2014 годах — глава научного Общества железобетонщиков Сибири и Урала. Автор более 160 опубликованных научных работ, нескольких книг и изобретений; основную часть творческой деятельности посвятил разработке и внедрению в серийное производство новых преднапряженных конструкций, исследованию и разработке методов усиления эксплуатируемых строительных конструкций. В последние годы читает авторские курсы для инженеров. И продолжает писать книги, потому что молчать про такое нельзя, ведь на кону безопасность объектов капитального строительства.

Собеседник «Стройгазеты» — инженер-строитель, ученый в области строительных конструкций, педагог, кандидат технических наук, доцент, членкор Петровской Академии наук и искусств Валерий ГАБРУСЕНКО.

Screenshot_1.png

«СГ»: Валерий Васильевич, как бы вы охарактеризовали сегодняшнее состояние дел в строительстве по сравнению с советским периодом?

Валерий Габрусенко: Знаете, трудно дать однозначную оценку: людям моего возраста свойственно говорить, что раньше были и морозы сильнее, и вода мокрее, поэтому постараюсь избежать старческого брюзжания. Прежде всего, давайте сравним, что строили раньше и что сейчас.

Самыми массовыми в старое время были жилье и объекты соцкультбыта. В их конструкциях изначально был заложен приличный запас прочности, поэтому небольшой брак в работе не отражался на надежности и долговечности зданий, то есть, говоря в шутку, конструкции были «дуракоустойчивыми». При этом и уровень подготовки инженеров был весьма высоким, а уникальные здания и сооружения вообще строили асы из Минмонтажспецстроя, Минтрансстроя (мосты и тоннели) или Минэнерго (тепловые, атомные или гидроэлектростанции).

Сегодня мы если и строим подобные сооружения, то единицы — и трезвоним об этом с утра до вечера. Зато массово возводим жилые и административные здания в 25 и более этажей, которые многократно сложнее и ответственнее тех же «хрущевских» жилых домов. Строители уверенно освоили и новые технологии, и методы зимнего бетонирования, более требовательным стал контроль качества. Все это не может не радовать.

С другой стороны, огорчает низкий уровень знаний инженеров, все чаще наблюдаемый сегодня. Года три-четыре назад по просьбе директора одной крупной строительной фирмы мне довелось прочитать курс лекций по железобетону для прорабов. Оказалось, большинство из них толком не знает, какая арматура и для чего служит в железобетоне. Мало того, эти прорабы, возводящие высокие каркасные здания, не только не пользуются нормами, но и плохо знают об их существовании. То есть строят «не по закону, а по понятиям». И таких примеров в моей практике наберется не один десяток.

«СГ»: Какова, на ваш взгляд, обстановка в проектном деле?

В.Г.: Там тоже есть свои «с одной стороны и с другой стороны». Проектировщики уже давно чертят не руками, а с помощью компьютера, многие уверенно освоили такие программные комплексы, которые не только определяют усилия в фундаментах, колоннах и перекрытиях, но и подбирают арматуру. Это не только экономит массу времени, но и дает возможность проектировать сложнейшие пространственные системы, которые раньше можно было рассчитывать только приближенно. Само по себе это замечательно, и можно только радоваться. Но есть и другая сторона медали — деквалификация проектировщика: теряя опыт «ручных» расчетов (если таковой вообще был), он лишается способности даже грубо оценить правильность расчетов компьютерных, которые, в свою очередь, зависят от правильности ввода исходных данных и выбора расчетной модели. Да ведь есть и немало случаев, когда расчеты приходится выполнять вручную.

«СГ»: Валерий Васильевич, вы — автор ряда известных книг по строительным конструкциям, а выпущенные почти 20 лет назад и не раз переиздававшиеся «Основы расчета железобетона в вопросах и ответах» стали, говорят, самым популярным учебником по железобетону у студентов-строителей. Расскажите, написано ли вами что-то новое к настоящему времени?

В.Г.: Выпустив в 2000-е годы три книги, я не собирался более ничего писать, но жизнь периодически подбрасывала новые вопросы, на которые надо было реагировать. Одной из таких «реакций» стала книга «Ошибки в строительстве и их последствия» (один раз она была издана в Новосибирском государственном архитектурно-строительном университете и дважды — в московском издательстве «АСВ»). Мне много доводилось заниматься технической экспертизой зданий и сооружений, в том числе и строящихся зданий. Бывая на стройках, я с огорчением обнаруживал не только дефекты в строительных конструкциях, но и уже упомянутый низкий уровень знаний инженеров, не понимавших, к каким последствиям может привести тот или иной дефект, то или иное отступление от проекта. Более того, некоторые из них вообще не знали о существовании норм производства работ, где указаны все предельные допуски и отклонения.

«СГ»: В чем, на ваш взгляд, причина низких знаний у специалистов? В низком уровне преподавания или в нежелании знать?

В.Г.: Здесь комплекс причин, начиная с ЕГЭ и вообще со школьного образования. Посмотрите, даже самую системную науку — математику — в школах преподают не системно, а хаотично: сегодня один фрагмент, не успели его толком закрепить — другой фрагмент, никак с первым не связанный. И так далее. Впечатление, что школьные программы созданы так, чтобы дети не знали математики — и не только математики. Это касается и русского, и иностранного языков, да и других предметов. Как тут не вспомнить слова бывшего министра образования Фурсенко: «Недостатком советской системы образования была попытка формирования человека-творца, а сейчас наша задача заключается в том, чтобы вырастить квалифицированного потребителя».

Сыграли свою отрицательную роль и переход вузов на двухступенчатую программу образования, и низкая зарплата вузовских преподавателей, особенно «не остепененных».

Также имеются причины, лежащие в сфере социальной психологии. От многих моих знакомых преподавателей (не только новосибирских) я слышу одну фразу: «Студенты не хотят учиться». Конечно, в этой фразе есть перехлест, и не ко всем студентам она относится, но тревожная тенденция есть, она очевидна. Почему не хотят учиться? Потому что, во-первых, знают, что их не выгонят, а во-вторых, ценность высшего образования все чаще видят в одном лишь дипломе, а никак не в знаниях. Но главная, но мой взгляд, причина в другом: у общества нет цели, зато множество негативных примеров — от крупномасштабного казнокрадства и огромного социального расслоения до невежества высокопоставленных деятелей, что накладывает соответствующий отпечаток на самосознание молодых людей и на их жизненные установки.

Вернусь, однако, к теме книги. Суть в том, что в курсе строительных конструкций студентов учат, как надо проектировать, в курсе технологии строительного производства — как надо строить, но ни там, ни там не учат: а что будет, если строить не так, и почему? В упомянутой книге я и постарался дать ответы на эти вопросы.

«СГ»: Да, тема злободневная. А какие еще темы вызвали вашу «литературную реакцию»?

В.Г.: К сожалению, «тема» везде преимущественно одна и та же — невысокая квалификация инженеров. В Новосибирске, как вы знаете, много организаций, занимающихся технической экспертизой (обследованием) зданий и сооружений. Работающих в них инженеров называют экспертами, а эксперт — по определению специалист высочайшей квалификации в своей области. Мне часто по ходу работы приходилось знакомиться с заключениями других организаций по результатам технического обследования зданий. В этих заключениях можно было увидеть всякое, но чаще всего — перестраховку: признание аварийными тех несущих конструкций, которые нуждались только в косметическом ремонте или вообще ни в чем не нуждались.

«СГ»: А можно пояснить примерами?

В.Г.: Сколько угодно. Стальная ферма признана аварийной, поскольку ее опорные узлы поражены коррозией. Однако при проведенном нами повторном обследовании выяснилось: оставшегося здорового сечения металла достаточно для восприятия расчетных нагрузок, и всего-то требуется очистить металл от ржавчины, огрунтовать и окрасить. Но для такого вывода ведь надо было не просто удалить ржавчину и тщательно замерить сечения, но и собрать нагрузки на ферму и выполнить ее расчет. Или вот еще: участок монолитного перекрытия признан аварийным из-за наличия в нем трещины с большой шириной раскрытия. А в действительности оказалось, что это не трещина, а технологический шов. Перестраховка ведь штука выгодная — снять с себя ответственность и спать спокойно. Особенно если недостает знаний и опыта, а заработать хочется.

Но «доконал» меня случай, когда несколько лет назад по просьбе одной экспертной организации я готовился прочитать для ее сотрудников небольшой курс лекций о проведении поверочных расчетов при обследовании несущих конструкций. «Готовился» — то есть составил программу лекций, однако она не потребовалась: на первом же занятии выяснилось, что «эксперты» даже не умеют определять изгибающие моменты в простой однопролетной балке — это для них вообще «туманность Андромеды». Очень досадно, ведь по уровню строительных знаний, умению владеть расчетами они должны быть как минимум не ниже инженеров-строителей и проектировщиков. Отсюда и возникают экспертные заключения, в которых школы или детсады признаются аварийными и идут под снос, хотя для их приведения в нормативное состояние достаточно было усилить некоторые конструкции или вообще обойтись косметическим ремонтом.

А в ходе того обучающего курса пришлось вместо запланированных прочитать «экспертам» несколько научно-популярных лекций типа «Введение в специальность».

«СГ»: И что в результате?

В.Г.: В результате написал учебное пособие «Основы обследования и оценки технического состояния строительных конструкций». Оно издано в 2019 году в московском издательстве «АСВ» и предназначено как раз для недостаточно опытных работников экспертных организаций, потому и названо «Основами». В нем приведены сведения о том, для чего и как проводится техническое обследование, как оценивается техническое состояние строительных конструкций, какими способами проверяют прочность конструкционных материалов, какими бывают видимые дефекты строительных конструкций и чем они опасны, как оценивают износ зданий.

«СГ»: Выходит, все ваши книги — своего рода ликбез?

В.Г.: Нет, конечно. В разные годы выходили книги, предназначенные равно для студентов и проектировщиков. Одна посвящена проектированию каменных и армокаменных конструкций, она была издана в «АСВ» и в НГАСУ. Необходимость ее была вызвана тем, что последние классические учебники на эту тему, с приведением экспериментально-теоретических основ проектирования (на основе которых были выведены все современные расчетные формулы), были изданы в далекие 1960-е годы. Потом выходили учебники уже сугубо утилитарного назначения, без объяснения физического смысла формул, но и они со временем устарели.

В прошлом году вышла еще одна книга, посвященная проектированию безраскосных ферм и решетчатых балок (с примерами расчета) — самых массовых железобетонных конструкций покрытия, которые продолжают изготавливать и применять по сию пору и которые имеют свою специфику расчета и конструирования. Поводом для ее создания послужило обращение одной проектной организации с просьбой помочь в поверочном расчете решетчатых балок, эксплуатируемых на одном из объектов на Алтае. Я помог, но оказалось, что никакой учебной и справочной литературы нет, а есть только одна научная монография и разрозненные журнальные статьи об этих конструкциях, изданные 40-50 лет назад. Выяснилось также, что я последний живой участник разработки этих конструкций — и кроме меня написать такое пособие уже некому.

«СГ»: Это ваша последняя книга?

В.Г.: Пока нет. Недавно в соавторстве с профессором НГАСУ (Сибстрин) В. А. Беккером закончил книгу «Каменные и железобетонные конструкции одноэтажных зданий». Ее включили в план издания на 2021 год НГАСУ и «АСВ». Это одновременно и учебник для студентов с примерами расчета, и справочник для инженеров с описанием и характеристиками наиболее массовых типовых железобетонных конструкций, применявшихся с конца 1950-х годов и эксплуатируемых до настоящего времени. Но и эта вещь еще не последняя. Сейчас с В.А. Беккером работаем над книгой «Железобетонные конструкции многоэтажных каркасных зданий», тоже имеющей двойное назначение. Вот она и будет моей последней книгой.

«СГ»: Ваш день рождения часто совпадает с Днем строителя. Может быть, это знак судьбы?

В.Г.: В отроческие годы одни мне прочили карьеру музыканта, другие — карьеру художника или архитектора. Но так случилось, что в день, когда отмечали мое 15-летие, было и первое празднование Дня строителя. Пожалуй, это действительно знак судьбы. К сожалению, мое 80-летие с Днем строителя не совпадает. Придется переносить юбилей.

«СГ»: Что бы вы пожелали молодым инженерам-строителям?

В.Г.: Пожелание тривиальное: учиться! Учиться всю жизнь! Это необходимое условие для того, чтобы быть профессионалом своего дела.

Цитата в тему:

Валерий Габрусенко, инженер-строитель, ученый, педагог, членкор Петровской академии наук и искусств:

«Проектировщики уже давно чертят не руками, а с помощью компьютера. Само по себе это замечательно, и можно только радоваться. Но есть и другая сторона медали — деквалификация проектировщика: теряя опыт «ручных» расчетов, он лишается способности даже грубо оценить правильность компьютерных расчетов»


Теги: