Пять лет назад федеральная целевая программа (ФЦП) «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ» была дополнена задачей создания туристско-рекреационных кластеров (ТРК) в 17 субъектах РФ. О том, как идет процесс, какие открываются перспективы и почему это выгодно для регионов, «Стройгазета» поговорила с председателем совета директоров градостроительного института пространственного моделирования городов «Гипрогорпроект» (разработчик проектов ТРК) Андреем ШИШКИНЫМ.
«СГ»: Андрей Викторович, насколько формат ТРК распространен в России? Много ли таких проектов? Какие территории в приоритете?
Андрей Шишкин: Проектов достаточно много. Формат туристических кластеров начали активно развивать в стране еще 10 лет назад. В рамках ФЦП под кластерами подразумевали комплексные инвестиционные проекты по развитию относительно небольших территорий («Хибины» в Мурманской области, «Золотые пески» в Дагестане и т. д.). Сейчас подходы несколько изменились в сторону укрупнения — в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» до 2030 года определено более десятка кластеров, где туризм должен стать системообразующей сферой экономики. Кластеры будут создавать на базе мастер-планов.
Приоритетными для государства сейчас являются три зоны: полуостров Крым, Дальний Восток и регионы, входящие в Золотое кольцо России. В мае этого года премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал распоряжение о выделении более 1 млрд рублей на разработку туристических территориальных проектов, и в первый этап работ были включены именно эти три направления.
«СГ»: А какие территории вы считаете наиболее перспективными?
А.Ш.: Туристический потенциал России по сравнению с многими странами Европы раскрыт очень слабо, хотя начинаний в этом плане много: в рамках только одной национальной программы развития Дальнего Востока до 2035 года предусмотрено создание по кластеру в каждом из 11 регионов. В числе проектов с прочной инвестиционной подушкой — 10 туристических кластеров, которыми занимается «ВЭБ Инжиниринг» в партнерстве с Федеральным агентством по туризму, и другие проекты ВЭБ — «Ворота Байкала», «Плещеево озеро».
Самый большой потенциал в плане развития туризма, на мой взгляд, у территорий с богатым культурным и историческим наследием. Например, мы, разрабатывая проект планировки ТРК в Кронштадте, как раз делали упор на историю и уникальность локации. На территории нашей страны есть уголки, которые сочетают в себе памятники архитектуры и красоту природных ландшафтов — к примеру, город Плес на Волге, который в своих картинах прославил Левитан. У России с ее обширными неосвоенными территориями очень большие возможности для экотуризма. Наконец, у нас есть исторически сложившиеся туристические зоны — Крым, курорты Северного Кавказа, требующие приложения дополнительных ресурсов и усилий по раскрытию туристического потенциала.
«СГ»: Какие типы объектов обычно входят в кластер?
А.Ш.: В ТРК входят объекты рекреационной и культурной направленности — гостиницы, зоны отдыха и развлечений, набережные, точки ретейла и т. д. Главное в кластере — это то, что все объекты должны быть взаимосвязаны и подчинены общей архитектурной концепции. Важно раскрыть потенциал участка. К примеру, в концепции ТРК на берегу Плещеева озера наши архитекторы обыграли перепад высот на участке 9-12 метров, предложив разместить на возвышенности смотровую площадку, а внизу амфитеатр.
«СГ»: Как определить туристический потенциал территории?
А.Ш.: По совокупности природных, историко-культурных, социально-экономических и других факторов. К каждой территории нужно подходить со своей шкалой измерения: одно дело, когда мы реализуем проект кластера на Черноморском побережье, где местное население привыкло к постоянному потоку туристов и сезонным работам, другое дело, если это объект экологического туризма в Приморье на заповедных территориях, где приезжих почти нет. При прогнозировании туристических потоков нужно учитывать разницу в менталитете и укладе жизни людей, живущих на той или иной территории.
«СГ»: Что важно учесть в концепции ТРК?
А.Ш.: Важно определить центры притяжения туристов и обеспечить сбалансированность потоков таким образом, чтобы количество туристов соответствовало суммарной пропускной способности всех объектов — гостиниц, точек развлекательной инфраструктуры и других. При недостаточном количестве объектов возникнут очереди, что приведет к разочарованию и оттоку туристов. Важно также обеспечить должный уровень разнообразия объектов туристического интереса, чтобы ответить на запросы всех категорий посетителей.
«СГ»: Как это реализуется на практике?
А.Ш.: Возьмем в качестве примера проект ТРК историко-культурной направленности «Остров фортов». Концепция предполагала, что центром притяжения станет музей военно-морской славы с конгрессно-выставочным центром, форты «Александр I», «Петр I» и «Кроншлот» будут объединены с музеем единой благоустроенной территорией, а в зоне кластера размещены социальные, научные, образовательные, жилые объекты. При расчете турпотока учитывалась пропускная способность всех объектов.
«СГ»: Как применяется механизм комплексного развития территорий (КРТ) в проектах ТРК?
А.Ш.: Проект кластера может быть реализован в рамках соответствующей федеральной программы или нацпроекта или в рамках проекта по развитию территории особой экономической зоны туристско-рекреационного типа. Механизмы КРТ в подобных проектах применяются крайне редко — только если кластер, к примеру, организуется на месте бывшей промзоны.
«СГ»: Как привлечь инвесторов в проекты кластеров и организовать государственно-частное партнерство?
А.Ш.: Через концессии. Крупные концессионные компании уровня Группы «ВИС» участвуют в разного рода проектах, в том числе в проектах туристических кластеров.
«СГ»: При увеличении потока туристов на том или ином объекте могут возникнуть проблемы транспортной доступности. Как этот вопрос решается на уровне проектов кластеров? Какие еще «подводные камни» нужно учитывать?
А.Ш.: В проектах туристических кластеров важно понимать, что несбалансированность инфраструктуры даже в одном из многочисленных элементов может кардинально ухудшить восприятие курорта с соответствующими имиджевыми и коммерческими потерями. Возьмем для примера горнолыжный курорт. Туристический поток в таких проектах должен быть соотнесен с пропускной способностью подъемников, максимальной вместимостью горнолыжных трасс, емкостью объектов общепита и пр.
Сбалансированность важна и в транспортных вопросах: если пропускная способность транспортной сети, например, три тысячи машин в час, а поток в определенные периоды увеличивается до шести тысяч, это вызовет пробки. Если при расчетах выявляются подобные дисбалансы, для их устранения используют различные методы, например, предусматривают новые развязки, дополнительные полосы движения, дублеры или организуют одностороннее движение. Но есть и другие методы, например, открытие общежитий для персонала с целью сокращения ежедневных поездок на работу и обратно и т. д. При этом нужно понимать, что вопросы внешней транспортной доступности (доступ на курорт от ближайшего аэропорта или вокзала) могут потребовать планирования новых инфраструктурных объектов на уровне документов территориального планирования.
«СГ»: Какие мероприятия необходимы для стимулирования развития туризма в России?
А.Ш.: Необходимо привести к мировым стандартам центры притяжения туристов (культурные объекты, зоны рекреации) и повысить качество сопутствующей инфраструктуры. Турист должен чувствовать себя комфортно на протяжении всего маршрута, начиная от трансфера из аэропорта до пребывания в гостинице и посещения любых других точек. При этом важно популяризировать собственную историю, как это масштабно делают, например, французы и итальянцы.
Справочно:
Постановлением правительства РФ №534 от 11.06.2016 в ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ» были внесены существенные изменения. В частности, на основании решений координационного совета госпрограммы она дополнена задачами по созданию ТРК «Свияжск» и «Великий Булгар» (Республика Татарстан), «Царь-Град» (Республика Марий Эл), «Финно-Угорский этнокультурный парк» (Республика Коми), «Золотые пески» и «Золотые дюны» (Республика Дагестан), «Камский берег» (Удмуртская Республика), «Старорусский» (Новгородская область), «Центральная городская набережная» (Вологодская область), «Озерный кластер» (Новосибирская область), «Русская Палестина» (Московская область), «Хибины» (Мурманская область), «Хрустальный город» (Брянская область), «Территория побед» (Волгоградская область), «Русские усадьбы» (Тульская область), «Южная Карелия» (Республика Карелия), «Беломорский» (Архангельская область), «Беломорские петроглифы» (Республика Карелия), «Можжевеловая роща» (Краснодарский край) и «Ивано-Арахлейский автотуристский кластер» (Забайкальский край). Документом особенно подчеркивается, что выделения дополнительных средств из бюджета на создание ТРК не потребуется.
Номер публикации: №23 18.06.2021