На стройку сквозь барьеры

Департамент градостроительной политики города Москвы
Сергей Левкин о цифровой трансформации столичного стройкомплекса

Уже около десяти лет в российской столице ведется работа по упрощению документооборота и снижению административных барьеров в строительной сфере. Пандемия коронавируса и связанные с ней ограничения послужили дополнительным импульсом к внедрению информационных ресурсов и цифровых технологий. О том, как это влияет на инвестиционный климат, и о дальнейших планах по цифровой трансформации столичного стройкомплекса «Стройгазете» рассказал руководитель Департамента градостроительной политики Москвы Сергей ЛЕВКИН.

«СГ»: Сергей Иванович, известно, что работа по отраслевой цифровизации в Москве ведется давно. Расскажите, что уже сделано за последние годы?

Сергей Левкин: В самом начале этого пути, еще в 2013 году, мы определили для себя несколько ключевых направлений. Одним из важнейших требований современности в этой сфере является перевод государственных услуг в электронный вид. Сегодня у нас с помощью портала mos.ru предоставляются все основные государственные услуги в строительной сфере, начиная от оформления градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) и заканчивая вводом объекта в эксплуатацию — всего 23 госуслуги. При этом в отношении 18 мы полностью ушли от «бумажного» формата взаимодействия с застройщиками.

Еще одно направление — создание в электронном виде сводного плана подземных коммуникаций и сооружений города. И эта работа уже ведется — сегодня информацию из Геофонда можно получить по заявке, поданной через портал mos.ru. В ближайшее время мы планируем также обеспечить возможность получать архивные материалы инженерных изысканий вместе с ГПЗУ.

Кроме того, для удобства застройщиков созданы электронные сервисы: портал «СтроимПросто», личный кабинет застройщика, калькулятор процедур. С их помощью можно получить информацию о градостроительной и разрешительной документации, о последовательности прохождения процедур, о деятельности правительства города в строительной отрасли.

«СГ»: Есть ведь и еще один важный аспект вашей работы — это перевод в электронный вид услуг ресурсоснабжающих организаций по подключению ко всем видам инженерных сетей…

С.Л.: Да, еще в 2017 году Москва выступила инициатором проведения эксперимента по переводу в электронный вид этих услуг по единой заявке. В эксперимент были включены также Санкт-Петербург и Московская область. В столице в этом эксперименте участвуют семь ресурсоснабжающих организаций, с которыми заключены соглашения о взаимодействии: АО «ОЭК», ПАО «МОЭК», ПАО «Россети Московский регион», АО «Мосводоканал», АО «МОСГАЗ», АО «Мособлгаз» и ГУП «Мосводосток». Могу добавить, что в настоящее время ведется работа по совершенствованию этого сервиса, а впоследствии он может быть тиражирован на федеральном уровне.

«СГ»: На ваш взгляд, сказался ли на процессе цифровизации отрасли «коронакризис»?

С.Л.: Во время действия ограничительных мер, вызванных пандемией, именно возможность предоставления услуг в электронном виде позволила снизить риски остановки строек. Все городские службы в это время продолжали оформлять необходимые согласования и разрешительные документы. Более того, считаю, что в период действия ограничительных мер процесс цифровизации даже ускорился.

«СГ»: В каком направлении продолжается работа сегодня?

С.Л.: В настоящее время ведется активная работа по созданию цифровой площадки взаимодействия всех участников строительства — от заказчика до органов власти. Ключевым компонентом этой платформы является цифровой паспорт объекта капитального строительства, то есть совокупность всей информации о строящемся здании, включая информационную модель объекта и территории застройки, технико-экономические показатели, оформленную разрешительную, градостроительную и проектную документацию, график реализации проекта с основными этапами строительства. Более того, платформа содержит информацию, получаемую с «умной» строительной площадки, в том числе видео-и фотоматериалы о ходе работ.

«СГ»: А с какой целью создается такой ресурс?

С.Л.: Это позволит сформировать единый источник достоверной и актуальной информации о ходе строительства на территории всей Москвы. Благодаря этому органы власти в автоматизированном режиме смогут формировать аналитическую отчетность, а значит, и принимать качественные управленческие решения. Кроме того, сведения из цифровых паспортов планируется также применять при оказании госуслуг, сопровождении реализации проектов, при ведении контрольно-надзорной деятельности и государственной экспертизе проектов, при выдаче ГПЗУ, разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию. Помимо этого, у застройщиков появится доступ ко всей информации об объекте в одном месте. Реализация этого проекта позволит сократить временные и ресурсные затраты на сбор, обработку и проверку информации, а также прогнозировать контрольные сроки и риски на каждом этапе строительства.

«СГ»: То есть по сути своей это бизнес-инструмент?

С.Л.: На самом деле у него более широкий функционал. Проект ориентирован не только на застройщиков и представителей власти, но и на жителей, у которых появится возможность получения на портале открытых данных правительства Москвы актуальной информации о ходе строительства. Также с использованием этих цифровых паспортов планируется внедрение QR-кодов на информационных стендах строительных площадок, при считывании которых любой гражданин сможет получить доступ к информации о ходе строительства объекта и его 3D-визуализации.

Чтобы воспользоваться новым сервисом, жителю будет необходимо отсканировать QRкод, расположенный на информационном щите или ограждении вблизи строительной площадки, и перейти по предлагаемой ссылке. В результате перед пользователем появится вся актуальная информация об объекте: 3D-модель будущего здания, уникальный идентификатор объекта, сведения об участниках строительства, функциональное назначение объекта, информация о ходе строительства, технико-экономические показатели, сроки проведения работ и ввода объекта в эксплуатацию. Вся эта информация будет в режиме онлайн загружаться именно из цифрового паспорта объекта капитального строительства.

В этом году новую технологию планируется апробировать на десяти строительных площадках Москвы. В перечень пилотных объектов входят многоквартирные жилые дома, в том числе строящиеся по программе реновации, а также объекты здравоохранения, образования, метрополитена и улично-дорожной сети. Учитывая полученный опыт, будет принято решение о дальнейшем ее применении на всех строительных площадках города.

«СГ»: Сейчас большое внимание уделяется внедрению технологий информационного моделирования (ТИМ). Насколько активно в городе идет этот процесс?

С.Л.: Переход на повсеместное использование ТИМ помогает координировать взаимодействие всех участников строительного процесса, своевременно выявлять возникающие нестыковки и разногласия на всех стадиях: планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, осуществления строительного контроля, государственного строительного надзора, эксплуатации и вывода из эксплуатации объектов капитального строительства.

Замечу, постановление федерального правительства предусматривает обязательное применение ТИМ на бюджетных объектах с 1 января 2022 года. При этом надо отметить, что в Москве уже сейчас ведется активная подготовка к такому переходу — нормативные документы по использованию ТИМ разрабатываются и применяются у нас в городе в опережающем «пилотном» режиме.

«СГ»: А готовы ли застройщики к масштабному переходу на ТИМ?

С.Л.: На базе «пилотных» экспериментов мы выявили, что более высокую степень готовности применения ТИМ проектные организации имеют пока на этапе проектирования и экспертизы, но для применения этих технологий на этапах строительно-монтажных работ и эксплуатации объектов требуется значительно ускорить процесс подготовки. Здесь речь идет как об ускоренной разработке нормативно-правовых актов и нормативно-технических документов, так и о создании материальной базы, о приобретении компьютеров и программного обеспечения, о создании системы управления строительными проектами с использованием цифровых технологий.

Значительный объем работы нам предстоит выполнить и в области подготовки кадров для строительного комплекса и эксплуатирующих организаций, жилищно-коммунального хозяйства, экспертных организаций и контрольно-надзорных органов. Не менее важно создание научной и образовательной базы для подготовки специалистов, владеющих ТИМ.

«СГ»: Включена ли работа по цифровизации отрасли в какие-либо национальные проекты и программы? И как выстраивается взаимодействие с федеральными структурами?

С.Л.: Безусловно, цифровизация всех отраслей экономики, в том числе и строительной, предусмотрена национальной программой, в рамках которой предполагается создать систему правового регулирования цифровой экономики, глобальную конкурентоспособную инфраструктуру для передачи, обработки и хранения данных, а также обеспечить внедрение этих новаций в приоритетные отрасли экономики.

Кроме того, в настоящее время в аппарате правительства РФ ведется подготовка стратегии социально-экономического развития России до 2030 года, которая предусматривает в том числе разработку стратегической инициативы «Новый ритм строительства». Конечно же, правительство Москвы, в частности столичный стройкомплекс, принимает активное участие в этой работе.

В тесном контакте работаем мы и с профессиональными объединениями. Так, например, совместно с Национальным объединением строителей (НОСТРОЙ) обсуждаем перспективы взаимодействия заказчиков с подрядчиками посредством электронных ресурсов. Уверен, что такой диалог очень важен, ведь выработка единых подходов в вопросе цифровизации всего столичного рынка недвижимости позволит безболезненно перейти от управления документами к управлению данными и к работе с информационными системами.

«СГ»: Расскажите, а в рамках программы реновации внедряются новые технологии?

С.Л.: Программа реновации по многим направлениям является передовой и инновационной, в том числе и в сфере цифровизации. К настоящему времени уже разработан суперсервис «Помощь при переезде в рамках программы реновации». Его функционал предусматривает направление уведомлений жителям, переселяемым по программе, автоматизацию работы сотрудников центров информирования, организацию межведомственного электронного взаимодействия, а также перевод в электронный вид различных госуслуг, необходимых для переезда. Например, уже сегодня всем жителям, имеющим личный кабинет на mos.ru, направляются СМС, а также различные уведомления на адрес их электронной почты и в мобильное приложение «Госуслуги Москвы». А в следующем году планируется запустить в электронном виде такие услуги, как предварительная электронная запись на осмотр предложенной квартиры, подача заявления на устранение строительных дефектов, а также предварительная запись на подписание договора.

«СГ»: Сергей Иванович, очевидно, что цифровизация отрасли напрямую ведет к упрощению регламентных процедур и снижению административных барьеров. Какие задачи вы считаете приоритетными для своего ведомства?

С.Л.: В целом, дальнейшие планы по оптимизации административных процедур в Москве связаны с внедрением принципиально нового подхода к организации взаимодействия участников строительства и органов власти. Наша задача на ближайшее будущее — выстроить клиентский путь оказания услуг в сфере строительства за счет перехода к комплексным услугам, предоставляемым с использованием единой цифровой площадки. Работа всех участников строительства в единой электронной среде позволит исключить лишние ненужные взаимодействия и, как следствие, сократить общий срок проведения процедур без ущерба для качества и безопасности строительства.

В настоящее время уже ведется разработка нормативно-правовой базы для обеспечения реализации данного проекта в городе. Таким образом, Москва может выступить первым субъектом, в котором будет реализован новый подход к предоставлению услуг в строительстве.

«СГ»: Как это будет выглядеть?

С.Л.: Столичный стройкомплекс уже начал работу над масштабным проектом — формированием цифровой экосистемы, многосторонней цифровой платформы, которая позволит в перспективе обеспечить доступ к широкому спектру услуг и сервисов через «единую точку входа».

В качестве успешных примеров в России можно назвать экосистемы «Сбер», Яндекс, mail.ru, «Тинькофф». Наличие подобной экосистемы позволит участникам строительства обеспечить бесперебойный доступ ко всем необходимым сервисам и услугам, а также оперативно получать информационную и консультационную поддержку.


Теги: