Москва ежегодно демонстрирует одни из самых высоких темпов и объемов строительства в России. Именно здесь концентрируются основные объемы инвестиций в недвижимость и «обкатываются» масштабные реформы всей отрасли. О том, как столичный строительный комплекс выдержал коронавирусные испытания и какие преобразования ждут город, «Стройгазете» рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей БОЧКАРЕВ.
«СГ»: Андрей Юрьевич, эпидемиологическая обстановка в мире по-прежнему нестабильна, а медики говорят о возможности еще одного всплеска заболеваемости. Готовы ли московские строители к такому развитию событий?
Андрей Бочкарев: Действительно, в мире ситуация непростая, но в России в целом и в Москве в частности она намного лучше. Сегодня практически нет оснований считать, что события весны 2020 года могут повториться, хотя мы и не снижаем санитарно-эпидемиологический контроль на стройплощадках. Поэтому вводить какие-либо дополнительные ограничения, способные повлиять на работу отрасли, надеюсь, нам не придется.
К тому же у нас есть успешный опыт работы в экстремальных условиях — и строительство инфекционного центра в Вороновском подтверждает это. Год назад, в самый разгар пандемии, в тяжелейшей обстановке мы смогли совершить невозможное — всего за 37 дней с нуля построить и оборудовать инфекционный центр. Параллельно с этим не прекращались возведение других медицинских объектов, проходка тоннелей метро, строительство дорог… Столичные строители успешно справились с поставленными задачами, так что мы готовы к любым вызовам.
«СГ»: Андрей Юрьевич, а как сегодня можно оценить состояние московского рынка недвижимости?
А.Б.: Можно уверенно говорить о том, что мы вернулись к «доковидным» показателям. Так, по итогам первого квартала сдано 2,5 млн кв. метров недвижимости, из которых более миллиона «квадратов» — жилье, то есть примерно четверть от намеченного плана.
На будущее также создан хороший задел: по итогам января-февраля Москва стала лидером среди российских городов по выдаче разрешений на строительство жилья, была оформлена документация на 722,4 тыс. кв. метров. У нас нет никаких сомнений в том, что годовых плановых показателей — 8,5 млн «квадратов» недвижимости, включая 4 млн жилья, — мы достигнем.
«СГ»: Действенной мерой поддержки стройотрасли в прошлом году стала программа льготной ипотеки. Какое влияние она оказала на столичный рынок жилья?
А.Б.: Льготная ипотека его поддержала, не дала ему «упасть», а застройщики смогли реализовывать свои проекты. В свою очередь, людям предоставили возможность покупки квартир в ипотеку, сделав ее более доступной. В противном случае в период пандемии от своей мечты многим пришлось бы отказаться. Кстати, за прошлый год в столице было выдано более 49 тыс. ипотечных кредитов на новостройки, что составляет 10% от общего объема по России. Так что программа льготной ипотеки в Москве сработала прекрасно и доказала свою востребованность.
«СГ»: Каким сегментам недвижимости, помимо жилья, будет уделено повышенное внимание в этом году?
А.Б.: Конечно, перед нами стоит задача — сохранить положительную динамику ввода не только жилья, но и всего спектра социальной инфраструктуры: детских садов, школ, поликлиник, больничных корпусов, спортивных сооружений, объектов культуры. Всего в этом году мы планируем ввести более 25 объектов образования, свыше 20 спортивных объектов и 16 объектов здравоохранения.
«СГ»: Строительство медицинских объектов в сложившихся обстоятельствах получило особое значение?
А.Б.: На самом деле программа развития инфраструктуры здравоохранения у нас самая масштабная за всю историю Москвы: лишь за последние 10 лет мы построили около сотни объектов медицинского назначения, из которых 14 — только в прошлом «пандемийном» году. А в этом году предполагается завершить строительство второй очереди Коммунарской больницы, продолжить формирование медкластеров на территории Детской больницы имени святого Владимира, Центра имени Логинова, Инфекционной больницы № 1, а также ряда корпусов на территории медкластера «Сколково». В целом в ближайшие три года возведем примерно 1 млн кв. метров новых современных зданий — более 60 поликлиник и крупных многофункциональных центров. Это позволит поднять систему здравоохранения на еще более высокий уровень.
«СГ»: Другим приоритетным направлением градостроительной политики является масштабное развитие транспортной инфраструктуры. Какой проект вы бы выделили?
А.Б.: Строительство транспортной инфраструктуры — это краеугольный камень развития мегаполиса. Перед нами стоит задача — создать единую интегрированную транспортную систему, включающую в себя и метро, и железную дорогу, и крупные автомагистрали, и локальные проезды. Для взаимоувязки всех этих элементов в единую систему строятся транспортно-пересадочные узлы. Эти хабы позволяют не только совершать пересадки с одного вида транспорта на другой, но и сами служат точками роста.
Напомню, что за последние десять лет в транспортном строительстве мы совершили настоящий рывок, в результате чего повысился коэффициент пешеходной доступности, выросла мобильность населения, а миллионы москвичей экономят время в поездках. Работа в этом направлении будет продолжена: около 70% Адресной инвестиционной программы Москвы будет направлено на транспортное строительство.
«СГ»: Расскажите, пожалуйста, подробнее о планах по строительству метро на ближайшие годы.
А.Б.: В 2021-2023 годах предусмотрен ввод более 58 км линий и 24 станций. Главный проект — это Большая кольцевая линия, которая станет самой протяженной в мире. С Большого кольца можно будет сделать пересадки на двадцать станций одиннадцати радиальных веток, три остановочные платформы МЦК и 13 станций МЦД. Уже сегодня 12 станций второго метрокольца принимают пассажиров, еще 9 будут достроены до конца года, остальные введем в 2022-м.
Кроме того, в планах на ближайшие годы — завершить продление Люблинско-Дмитровской ветки до поселка Северный, участка Солнцевского радиуса от «Рассказовки» до аэропорта Внуково, Сокольнической — от Коммунарки до Потапово, где откроется станция «Новомосковская». Но и это еще не все: предстоит протянуть Арбатско-Покровскую линию до Гольяново.
Параллельно строится и новая Троицкая линия — от БКЛ до Коммунарки, которая в перспективе дойдет до Троицка. Также для удобства горожан планируем построить новые станции на действующих линиях метро: «Суворовскую» — на Кольцевой (между «Новослободской» и «Проспектом Мира») и «Южный порт» на Люблинско-Дмитровской (между «Печатниками» и «Люблино»). Несколько позднее прирастет московская подземка двумя новыми радиальными линиями — Рублево-Архангельской и Бирюлевской.
«СГ»: А что с дорогами? Каким проектам уделяется повышенное внимание?
А.Б.: По темпам и объемам дорожного строительства Москва по-прежнему в числе мировых лидеров наряду с Пекином и Нью-Йорком. Мы не собираемся сдавать позиции: в ближайшие три года должны ввести около 270 км новых дорог, 54 крупных пешеходных перехода, а также почти 90 различных сооружений — путепроводов, эстакад, тоннелей.
Что касается ключевых проектов, то это, конечно же, завершение создания системы хордовых магистралей, состоящей из трех хорд и рокады. К настоящему времени эта работа выполнена более чем наполовину: Северо-Западная хорда «поехала» еще в конце 2019 года, а готовность Северо-Восточной хорды оценивается в 80%. Движение открыто по шести участкам магистрали, сейчас строится последний — связующее звено между Открытым и Ярославским шоссе. На Южной рокаде движение осуществляется по трем участкам, остальные в процессе строительства. Активно строится и Юго-Восточная хорда.
Все эксперты сходятся во мнении, что хордовые магистрали Москве необходимы, ведь такая система организации движения на 20% эффективнее, чем замкнутая кольцевая. Хорды, с одной стороны, выполняют функции вылетных магистралей, обеспечивая выезд транспорта за МКАД, минуя центр, а с другой — перераспределяют автомобильные потоки между теми вылетными магистралями, которые пересекают. Завершить этот грандиозный проект планируем в 2023 году.
«СГ»: Еще один мегапроект — Московские центральные диаметры (МЦД). Как идет работа по его реализации?
А.Б.: И правда, МЦД — проект мирового уровня, настоящий прорыв в развитии транспортной системы мегаполиса. Железная дорога превращается в полноценный городской транспорт, фактически мы создаем новую систему наземного метро с тактовым режимом движения поездов. Всего в рамках проекта МЦД мы построим и модернизируем 375 км путей, на которых будет обустроено более 150 остановочных пунктов. Первые два диаметра — Белорусско-Савеловский (МЦД-1, соединивший Одинцово и Лобню) и Курско-Рижский (МЦД-2 Нахабино-Подольск) мы запустили еще в 2019 году. Помимо работ на уже действующих диаметрах, идет строительство платформ и дополнительных путей и на перспективных МЦД-3 (Ленинградско-Казанский, он свяжет Зеленоград с подмосковным Раменским) и МЦД-4 (Киевско-Горьковский, по нему поезда станут курсировать между Апрелевкой и Железнодорожным).
В перспективе будет сформирован еще один диаметр — МЦД-5, который сквозь столицу свяжет подмосковные города Пушкино и Домодедово. Когда мы полностью реализуем проект МЦД, пересечь Москву по диагонали без пересадок можно будет примерно за час — вдвое быстрее, чем сейчас.
«СГ»: Огромный потенциал развития столицы заключен в бывших промзонах. Что, по вашему мнению, это дает городу?
А.Б.: Бывшие промышленные и фабричные территории — основной резерв развития Москвы в ее «старых» границах. Комплексный подход помогает реорганизовывать неиспользуемые, фактически заброшенные территории и превращать их в комфортные самодостаточные и привлекательные районы. В общей сложности проекты развития промзон помогут создать полмиллиона рабочих мест и будут приносить в городской бюджет существенный доход.
На сегодня работы уже ведутся на площадках «ЗИЛ», «Серп и Молот», в районах Мневники и Тушинское поле. Помимо этого, в прошлом году было принято решение о комплексном развитии еще 23 промзон. Так, работы начнутся в промышленных зонах «Авиамоторная», «Каширское шоссе», «Южное Очаково», «Курьяново» и ряде других. На днях стартовал строительный этап реализации первого в Москве проекта в рамках закона о комплексном развитии территорий (КРТ) — «Октябрьское поле».
Что касается объемов недвижимости, то в целом по Москве в этом году в промзонах планируем ввести 71 объект общей площадью 4,1 млн кв. метров, в том числе 1,8 млн жилья. Кстати, два объекта (в сумме более 150 тысяч «квадратов») уже введены.
«СГ»: Вы упомянули КРТ. Как этот формат отразится на реализации московских проектов?
А.Б.: Я напомню, что последние десять лет вся градостроительная политика Москвы опирается на принципы комплексного, сбалансированного развития городского пространства, что подразумевает включение в проекты планировок территорий развития строительство школ, поликлиник и другой инфраструктуры. Так что запущенный в начале года механизм КРТ, по сути, распространяет теперь наш московский подход и на другие регионы.
Безусловно, закон о КРТ полезен и Москве, так как он упрощает согласование градостроительной документации, позволяет вовлекать в жизнь города заброшенные промышленные территории, превращая их в полноценные цветущие кварталы.
Номер публикации: №15 23.04.2021