Взятие Бастилии

Датские архитекторы реконструируют одно из зданий Парижской национальной оперы

Архитектурное бюро Хеннинга Ларсена стало победителем конкурса проектов реконструкции и расширения здания Оперы Бастилии. Это одна из двух площадок Парижской национальной оперы, где проходят все основные спектакли, в то время как на другой сцене, во «Дворце Гарнье», идут балетные и камерные оперные постановки.

Конкурс был инициирован Оперой Бастилии и проводился в течение года. Проект-победитель предполагает довольно значительные изменения здания эпохи модернизма. Будет расширено фойе, которое станет открытым городу пространством с новыми функциями, появятся декорационные и другие художественно-производственные мастерские. Расширится сценическое пространство: запроектирован еще один зал на 800 мест, который будет использоваться для репетиций и небольших постановок.

Существующее здание имеет недолгую, но интересную историю, и, возможно, нынешний проект поможет в известном смысле восстановить архитектурно-градостроительную справедливость. Идея построить новый оперный общественный театр была выдвинута тремя деятелями культуры: Пьером Буле, Морисом Бежа и Жаном Виларом еще в конце 60-х годов прошлого века — в эпоху «демократизации искусства». Уже в 80-е годы тогдашний президент Франсуа Миттеран объявил конкурс на лучший проект нового театра, который должен был стать «современным и популярным местом, несущим классическую музыку в массы». Конкурс вызвал большой ажиотаж: на него было подано около 800 заявок. Победителем стал проект неизвестного уругвайца Карлоса Отта, живущего в Канаде. Возведение театра началось в 1984 году, его строительство потребовало сноса Бастильского вокзала. Открыта Опера Бастилии была 13 июля 1989 года, к 200-летию со дня взятия крепости.

Идеей проекта Отта было соединение зрителя и театрального закулисья. «Оперные подмостки открыты для всеобщего обзора снаружи, тогда как фойе имеют гладкую, безликую поверхность зданий аэропорта», — писали о театре критики. Сейчас в здании три зала, самый большой из них рассчитан на 2723 места. На момент строительства здание было оснащено по последнему слову техники, сценические приспособления занимают в 9 раз больше места, чем сама сцена. Правда, в первые годы работы театра механизмы постоянно ломались. Но главное — театру не повезло с акустикой. Специалисты дипломатично называют ее «неутешительной». Еще одной проблемой стал фасад, который очень быстро стал ветшать. Государство затеяло судебный процесс против подрядчиков, обвинив их в недоброкачественной работе. Процесс закончился только в 2007 году и завершился в пользу государства.

Предполагается, что нынешняя реконструкция спустя 30 лет завершит реализацию авторского замысла, который так и не был воплощен до конца. Партнер бюро Хеннинга Ларсена Сорен Ольгаард (Sшren Шllgaard) надеется, что Опера Бастилии станет «дирижером» городской жизни крупного парижского района. «Наша цель — до конца воплотить оригинальное видение значимости здания Оперы, подчеркнуть важность его архитектурного решения, — говорит Ольгаард. — Здание будет открыто городу, станет важной точкой его социокультурной жизни». Следуя проекту 80-х, здание свяжет городскую жизнь с зелеными садами виадука Искусств: озеленение «перейдет» оттуда на новые площади. Начало строительных работ намечено на начало 2019 года, а завершить их планируется в 2023 году.


Справочно:

Проект реконструкции Оперы Бастилии создан Henning Larsen Architects в содружестве с парижским архитектурным бюро Reichen et Robert & Associes. Консультантами по сценическому освещению выступила компания dUCKS Sceno, по акустике — Peutz & Associes Acoustic Consultants и CET Ingenierie.


Справочно:

Henning Larsen Architects — международное архитектурное бюро, основанное в 1959 году датским архитектором Хеннингом Ларсеном (1925-2013). Автор Королевской Оперы в Копенгагене и Городской библиотеки Мальме Ларсен считается непревзойденным мастером устройства естественного освещения. Бюро имеет офисы в Копенгагене, Осло, Мюнхене, Стамбуле, число его сотрудников превышает 300 человек.

Теги: