Проекты воспитания

usual-wonder.ru
В России стали появляться оригинальные проекты детских садов и школ

В первый день лета во всем мире будет отмечаться Международный день защиты детей. В последние десятилетия настоящий «бум» переживает индустрия детских товаров, а нуждам и потребностям подрастающего поколения уделяется все больше внимания. Не стала исключением и сфера архитектуры: новые здания детских садов и школ возводятся с учетом рекомендаций детских педагогов и психологов, при этом дизайн этих пространств и их технологическая начинка порой поражают воображение.

На протяжении многих лет в советских, а впоследствии и в российских городах возводились типовые строения для детских садов и школ. По большей части это были 2-4-этажные здания строгой геометрической формы с длинными коридорами и расположенными вдоль них учебными классами. Во внутреннем дворе или рядом со зданием находились спортивная площадка и плац для проведения торжественных линеек. Основным признаком такой образовательной архитектуры являлись четкое распределение на функциональные блоки и секции, симметричность форм и рациональность.

Однако сегодняшняя жизнь требует иных подходов: сейчас необходимо учитывать новые тенденции организации общественных пространств, достижения инженерии и новейшие технологии. Поэтому в архитектурной среде активно обсуждаются вопросы модернизации и расширения горизонта идей в сфере проектирования школ и детских садов. Так, по мнению главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, новое время предъявило к зданиям такого типа свои требования. «Речь идет не только о направлениях и тенденциях архитектуры, но еще и о меняющихся концепциях в педагогике. Именно поэтому предпочтение отдается индивидуальным авторским проектам», — отмечает он.

С ним согласен основатель и руководитель бюро IQ Эрик Валеев: «Типовые проекты ведут к типовому обществу, а ведь для развития индивидуальности важно закладывать определенные принципы в архитектуру учебных учреждений, где с самого раннего возраста формируется личность».

По мнению партнера архитектурного бюро Syntaxis Александра Старикова, новые образовательные объекты нужно делать гораздо более полифункциональными, с большим количеством трансформируемых помещений. «Различные части школы не нужно жестко привязывать к какому-либо монофункционалу, — считает архитектор. — Такой подход позволит эксплуатировать объект на порядок эффективнее, а также разнообразить сценарии использования территории». По словам эксперта, сам образовательный объект необходимо наполнять дизайном, который будет транслироваться через предметы мебели, школьное оборудование, разнообразие форм и объемов. «Современная школа может и должна быть самостоятельным учебным пособием для активно формирующейся личности. Конфигурация объекта, текстура поверхностей, инженерные коммуникации и их визуальное оформление передают знания об эстетике, технологиях, материалах, а также их функционале и назначении», — поясняет Александр Стариков.

Глава градостроительного бюро Master’s Plan Юлия Зубарик, в свою очередь, подчеркивает, что сегодня при разработке проекта школы или детского сада не просто закладывается объем строительства, а продумывается концепция всего образовательного учреждения и его соседство с окружающей застройкой. «Особое внимание приковано к благоустройству социальных объектов. Это отдельный пласт проектирования, учитывающий комфорт и безопасность. Помимо стандартного набора элементов благоустройства предусматривается установка малых архитектурных форм и качественное озеленение», — уточняет она. Еще одним трендом, по ее словам, стало обустройство спортивных кластеров на школьных территориях: вместе с размещением современных тренажеров и применением натуральных материалов в таких спорт-ядрах предполагается четкое зонирование с обязательным разделением на площадки для младших и старших школьников.

Надо отметить, что в последние годы в российских городах стали появляться по-настоящему интересные объекты образовательных учреждений, отвечающие новым трендам проектирования. Примерами оригинального решения может служить «круглый» детский сад на Варшавском шоссе в Москве, «волшебная» школа в Йошкар-Оле, напоминающая замок диснеевской Золушки (на фото), школа «Точка будущего» в Иркутске или детский садик в поселке Коммунарка Новой Москвы, оформленный по мотивам английских сказок.

Однако здесь важно понимать, что проектирование и строительство школ чаще всего финансируются из местных бюджетов, которые могут быть очень ограничены, особенно в регионах. «Проектировщикам часто приходится укладываться не только в очень скромные финансовые рамки, но и временные тоже. Оригинальные решения и новая функциональность поощряются крайне редко. В таких условиях непросто выдерживать стандарты качества и представления об эстетике», — добавляет Александр Стариков.

Обращает на себя внимание новая тенденция «детского строительства»: возведение в последние годы крупных образовательных центров. Они нужны в районах с высокой плотностью застройки, где существует необходимость обеспечить детей достаточным количеством мест в образовательных учреждениях в пешей доступности от жилых кварталов. Такие объекты являются экономически эффективными с точки зрения затрат на их строительство, а также с учетом их последующего содержания и эксплуатации. Кроме того, они удобны для жителей, имеющих разновозрастных детей, так как детский сад и школа находятся на одной территории, и, соответственно, родителям проще провожать и забирать детей.

Сергей Собянин, мэр Москвы:

Screenshot_1.png

«Перед проектировщиками новых зданий школ стоит важнейшая задача — создавать не просто первоклассные постройки, а объекты, соответствующие всем современным стандартам учебных заведений»

Кстати:


В стране сегодня также разработали методику создания и оснащения детских игровых пространств, способствующих физическому и когнитивному развитию детей — «Детские площадки будущего: нейродинамический подход». Пилотным проектом методологии стал жилой комплекс West Garden (девелопер «Интеко»). Как рассказал президент компании «Интеко» Александр Николаев, методика, разработанная совместно с экспертами детского неврологического центра «Прогноз» (Санкт-Петербург) при участии архбюро «Дружба» и «Чехарда», основана на нейродинамическом подходе и тренировке вестибулярной системы мозга. По словам партнера «Дружбы» Александры Чертковой, теперь стало понятно, какого инвентаря не хватает производителям, чтобы создать библиотеку такого оборудования. «Тема детства в городе считается несерьезной. На самом деле, это контакт с пользователями из будущего в локальном, городском, глобальном масштабах», — считает она.


Учиться не как все

В подмосковной Балашихе в жилом комплексе (ЖК) «Столичный» завершено строительство и благоустройство общеобразовательной школы на 900 мест, построенной по индивидуальному проекту, разработанному архитекторами «ПИ-2», проектного института компании «Главстрой-Регионы».

В школе площадью 17 270 квадратных метров четыре этажа, в ней оборудованы два зала для занятий физкультурой, волейболом, баскетболом, гимнастикой и другими видами спорта, а также открытая площадка с футбольным полем и беговыми дорожками. Для культурно-массовых мероприятий — актовый зал на 359 мест со сценой. В школе будет собственная библиотека, в которую войдут: ресурсный центр, открытый фонд хранения, закрытый фонд хранения, читальный зал, методический кабинет. Будут работать медпункт и столовая с обеденным залом на 468 посадочных мест.


Появление нетипового здания было связано с расположением участка и, конечно, с личными амбициями: для молодой команды архитекторов вполне закономерно стремление уйти от типичного-привычного и сказать свое слово, даже если речь идет о вполне традиционном ЖК. «Нам хотелось отойти от классических представлений о том, каким должно быть здание учебного заведения, но при этом вписать постройку в ансамбль комплекса», — рассказал главный архитектор «ПИ-2» Виталий Волохин. Особенностью внешнего вида школы является «входной портал» — входная группа на всю высоту здания с легкими цилиндрическими колоннами, подчеркивающими парадность. «Портал» чем-то напоминает космическое сооружение и словно приглашает совершить переход из обычного мира в мир знаний.

Конфигурация здания обеспечивает приватность школьному двору, отгораживая его от жилой застройки. Здесь расположились и зона отдыха, и игровые площадки для младших классов, и насыщенная спортивная зона.


Теги: