Поплывут пароходы

Поплывут пароходы

Стартовало строительство Багаевского гидроузла

В Ростовской области состоялась торжественная церемония начала строительства Багаевского гидроузла, в которой приняли участие министр транспорта РФ Максим Соколов и губернатор региона Василий Голубев. Главные цели проекта («СГ» подробно писала о нем) — оздоровление Цимлянского водохранилища, повышение уровня воды в Доне и нормализация судоходства на реке. В составе гидроузла будут плотина, судоходные шлюзы, а также рыбоходный нерестовый канал.

Введение в эксплуатацию Багаевского гидроузла улучшит условия грузоперевозок на нижнем Дону и облегчит поставки оборудования и проектных грузов для объектов добычи нефти и газа на шельфе Каспия, предприятий электроэнергетики и химической промышленности России. На сегодняшний день грузовые перевозки в Волго-Донском бассейне сдерживаются недостаточной глубиной реки на участке от Кочетовского гидроузла до Аксая. Суда эксплуатируются с неполной осадкой, теряя 400-450 тонн от проектной грузоподъемности. Обеспечение гарантированной глубины в 340 сантиметров напрямую зависит от накопленного объема воды в Цимлянском водохранилище и расходов воды через гидроузел в период навигации.

В то же время проект вызвал протест ученых и рыбоводов. В марте 2018 года президент Российской академии наук Александр Сергеев заявил о нецелесообразности возведения гидроузла из-за маловодности Дона. Экологи утверждают, что стройка уничтожит одно из последних нерестилищ рыбы в этой зоне, а донская селедка может полностью исчезнуть. По словам главы Росрыболовства Ильи Шестакова, строительство Багаевского узла нанесет рыбохозяйственному комплексу ущерб на сумму 5 млрд рублей, которую потребуется потратить на компенсационные мероприятия. Кроме того, жители близлежащих населенных пунктов опасаются подтопления прибрежных территорий.


Справочно

Основные технические характеристики будущего гидроузла: максимальный напор — 3,70 метра, судоходный шлюз — двухниточный, с полезными размерами камер 155х18 метров, земляная плотина длиной 220 метров. Общая стоимость строительства составляет 22 млрд рублей, срок реализации проекта — более трех лет.