Метротрам покоряет юг

Метротрам покоряет юг

В Ростове-на-Дону планируют построить линии для подземного трамвая

Подземный трамвай, или иначе метротрам, — это скоростной рельсовый транспорт, имеющий как подземные, так и наземные элементы. Метротрам занимает промежуточное звено между метрополитеном и обычным трамваем. Этот вид транспорта способен перевозить быстрее и больше пассажиров, чем обычный трамвай, но меньше и медленнее, чем метро.

Волгоградский опыт

Метротрам стал одной из достопримечательностей Волгограда — такой трамвайной линии с подземным участком, построенным по нормам метрополитена, нет ни в одном другом городе нашей страны. Подземная часть волгоградского метротрама строилась восемь лет и была открыта в 1984 году. В нее были интегрированы уже существующие трамвайные маршруты. Первая очередь насчитывала 18 станций, включая три подземные. В постсоветский период к ним добавились еще четыре станции, к недавнему футбольному чемпионату мира был обновлен подвижной состав. Сейчас протяженность линии метротрама города-героя на Волге составляет 17,3 километра, а подземного участка — 7,3 километра. Из 22 станций шесть находится под землей. Скоростной трамвай проезжает по пяти районам: Тракторозаводскому, Краснооктябрьскому, Центральному, Ворошиловскому и Советскому. Основной маршрут пассажиры преодолевают всего за полчаса.

При строительстве волгоградского скоростного трамвая было решено немало сложных технических вопросов. Так, для того, чтобы вагоны подходили к платформе всегда с левой стороны, в начале и в конце подземного участка тоннели перекрещиваются в разных уровнях, а специальная конструкция подвески контактной сети позволяет пантографу складываться при въезде в подземную часть линии.

Ростовский компромисс

Метротрам выглядит наиболее удачным решением для растущих городов-миллионников в условиях ограниченных финансовых ресурсов. У Ростова-на-Дону для этого есть существующая трамвайная сеть — единственная в России трамвайная система с европейской шириной колеи 1435 мм. Она была запущена 2 января 1902 года на базе существовавшей ранее конной железной дороги, открытой в 1887 году и принадлежавшей Бельгийскому акционерному обществу.

В проекте Стратегии социально-экономического развития Ростова-на-Дону до 2035 года говорится, что необходимо создать сеть метрополитена в городе протяженностью 75-80 километров. В документе также предлагается развитие скоростного трамвая с выделенной полосой движения. Однако урбанист и руководитель проекта Urbanfactory.ru Михаил Векленко придерживается мнения, что расширение трамвайной сети и строительство метро в Ростове идеологически несовместимы. Как две разные системы они будут вступать друг с другом в конкуренцию. Поэтому метротрам оказывается компромиссной комбинацией двух этих видов транспорта, которые могут быть интегрированы между собой. Во время общественных слушаний по стратегии развития Ростова до 2035 года участники дискуссии пришли к выводу: необходимо сочетание подземных и наземных элементов скоростного рельсового транспорта.

Как недавно стало известно, городская администрация уже готовит смету на строительство станций метротрамвая. Об этом сообщил заместитель главы администрации Ростова по транспорту и дорожному хозяйству Евгений Лебедев. В ближайшее время планируется выделить из городского бюджета около 50 млн рублей на разработку технико-экономического обоснования проекта новой сети рельсового транспорта, часть которой будет убрана под землю. В смету также войдет трассировка линий из 30 станций. По словам Евгения Лебедева, с предложением по новому виду транспорта городские власти уже обратились в Городскую Думу, депутаты которой примут решение о выделении средств на разработку документов о целесообразности строительства метротрама.

Следующим шагом городских властей должно стать публичное обсуждение маршрутов метротрама, чтобы понять, какие участки нового скоростного транспорта должны быть подземными, какие — наземными. На этом этапе нужно определить, где строить тоннели, а где более уместными будут надземные решения. Также следует подумать об интеграции существующих трамвайных маршрутов в новую систему. Метротрам может выполнять в ней функции магистральных линий, которые полностью или частично обособлены от автомобильного движения и минимально с ним пересекаются. Трамвай же может обслуживать локальные потоки.


Кстати

Зарубежный образец метротрама — это система скоростного рельсового транспорта португальского города Порту, на сегодняшний день самая крупная в своем классе в Евросоюзе. Она интересна тем, что обеспечивает связь между разными частями агломерации Большого Порту, население которой сопоставимо с ростовской агломерацией — около двух миллионов человек. Начиная с 2002 года, в Порту действуют уже шесть линий метротрама общей протяженностью 67 километров, на которых насчитывается 82 станции.