Касса закрыта

Денис Воронин/АГН «Москва»
«Автодору» отказали в дополнительном финансировании строительства ЦКАД

Министерство финансов не поддержало просьбу Минтранса РФ и ГК «Автодор» о дополнительном финансировании строительства 5-го пускового комплекса Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД). Ранее госкомпания запросила дополнительно 44 млрд рублей из федерального бюджета для ликвидации «узких мест» на ЦКАД-5 с целью избежать автомобильных заторов.

Напомним, что ЦКАД поделена на четыре секции — пусковых комплекса: 1-я (южная), 3-я (северная), 4-я (восточная) и 5-я (западная). 2-я существует пока в виде перспективного проекта. Все секции ЦКАД, кроме пятой, будут представлять собой построенные с нуля платные магистрали с современными развязками. Пятая же является модернизированным участком «малой бетонки», ее кое-где расширят, уберут светофоры, построят объезды ряда населенных пунктов. Однако ЦКАД-5 не будет полноценной магистралью категории 1А или 1Б. К тому же по проекту этот участок упирается в светофор на пересечении с Можайским шоссе. Такой вариант эксперты с самого начала признавали неудачным, но он был выбран как компромиссный, чтобы не сносить большое количество домов и не выселять людей.

На что конкретно предполагалось потратить 44 млрд рублей? Минтранс совместно с новым руководством «Автодора» предприняли ревизию проекта ЦКАД-5 и обнаружили там «узкие места», на устранение кототых и потребовались дополнительные средства.

Деньги должны были пойти на строительство отрезка ЦКАД-5 между трассами М-10 и М-11 (около 20 млрд рублей), строительство обхода деревни Малые Вяземы на пересечении ЦКАД и Можайского шоссе (7,5 млрд рублей), перенос газопроводов и нефтепроводов (5 млрд рублей), строительство развязки ЦКАД с Волоколамским шоссе (1,8 млрд рублей) и некоторые другие проекты.

ГК «Автодор» подала соответствующую заявку в Минтранс, который, в свою очередь, переправил ее в Минфин для включения дополнительных затрат в проект бюджета на 2020-2022 годы. В пресс-службе транспортного ведомства сообщили, что решений о выделении данных средств пока не принято. По словам главы «Автодора» Вячеслава Петушенко, при рассмотрении бюджета 2020-2022 годов в правительстве эти расходы обозначены и находятся в листе ожидания. Однако представитель Минфина заявил, что выделения средств, запрошенных Минтрансом, на данный момент не предполагается. Предположительно, решение об этом принималось на трехсторонней бюджетной комиссии, возглавляемой первым вице-премьером Антоном Силуановым. При этом в финансовом ведомстве сослались на поручение президента принять меры «по недопущению увеличения стоимости ЦКАД», которое он дал в октябре 2018 года.

«Задача найти деньги в любом случае стоит, — считает глава «Автодора». — Предлагаемых нами решений в проектно-сметной документации не было, поэтому говорить о том, что мы увеличиваем смету проекта, нельзя. Если мы не ликвидируем эти (проблемные) места, то эффективность от ЦКАД будет низкой — будем стоять в пробках на пятом участке». Возможно, что изыскивать дополнительные средства придется за счет внутренней оптимизации и переноса реализации некоторых объектов на более дальние сроки.

Надо отметить, что история ЦКАД никогда не была гладкой. Первоначально закончить строительство трассы планировалось в 2018 году, затем сроки передвинули на 2020-й. Счетная палата не раз сигнализировала о нарушениях в ходе реализации проекта, и год назад Генпрокуратура начала проверку деятельности ГК. В 2015 году бывший глава госкомпании Сергей Кельбах получил выговор от премьер-министра, а в феврале нынешнего года был уволен со своего поста. Чтобы ответить на вопрос, почему ЦКАД так странно проектировали, надо возвращаться в 2009-й год, когда ЦКАД проектировалась, считает Вячеслав Петушенко. «Наверное, тогда подобные решения были обоснованы, денег было немного, были другие приоритеты, — говорит глава госкомпании. — Видимо, думали, что ЦКАД поедет в таком виде, как-нибудь удастся перенаправить трафик».

44 млрд рублей запросила у бюджета ГК «Автодор» на расшивку «узких мест» на 5-м пусковом комплексе ЦКАД