Третий - оптимальный

Третий - оптимальный

Озвучены варианты продолжения программы расселения аварийного жилья

В Новосибирске 5-7 октября проходит Всероссийское совещание «Эффективное управление жилищно-коммунальным хозяйством в целях создания благоприятных условий проживания граждан». Особое внимание уделено обсуждению механизмов переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2012 года. На данный момент, как выяснилось, существуют три сценария организации расселения «аварийки».

В ходе «круглого стола», модераторами которого выступили замгендиректора Фонда ЖКХ Олег Рурин и директор департамента ЖКХ Минстроя России Оксана Демченко, отмечалось, что решение задачи по ликвидации «аварийки», осуществляется в рамках реализации 185-ФЗ и предусматривает существенные бюджетные расходы при отсутствии должных механизмов привлечения внебюджетных источников. При этом формирование жилищного фонда, признанного аварийным таковым в период 2012-2045 годов, обусловлено износом жилья, построенного в послевоенные годы и началом процесса выбытия фонда, построенного в 1960-1970-ые годы.

По данным фонда, исходя из распределения площади аварийного жилья по годам постройки и предельных сроков эксплуатации, долгосрочный прогноз темпов его выбытия из эксплуатации показывает, что в срок до 2045 года будут признаны аварийными многоквартирные дома, общей площадью порядка 127,4 млн. кв. метров. Для решения этой задачи необходимо определить один из трех сценариев организации переселения граждан из аварийного жилищного фонда и обеспечения финансирования указанных мероприятий.

Первый сценарий - переселение граждан с использованием действующих механизмов финансирования и предоставления жилья на правах социального найма или собственности (в зависимости от использования или владения квартирой в аварийном жилье). В случае его использования на реализацию программы всего будет необходимо потратить порядка 12,4 трлн. рублей, из них около 6,2 трлн. рублей составят средства федерального бюджета, 6,2 трлн. рублей – бюджетов регионов страны. Экономия средств бюджетов от повторного использования высвободившихся жилых помещений  во вновь построенном жилье составит 27 млрд. рублей. Привлечение внебюджетных источников финансирования на мероприятия по переселению граждан из аварийного жилья данным планом не предусмотрено.

Второй сценарий предусматривает возможность 50% долевого финансирования мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ, а также использование в качестве источников финансирования средств частных инвесторов и платы за наем жилья, предоставленного гражданам взамен аварийного. Предоставление жилых помещений гражданам предусматривается на условиях социального найма или найма социального использования («некоммерческого найма»). Потребность в средствах бюджетов в таком случае составит 4,9 трлн. рублей, из них средства федерального бюджета составят 2,44 трлн. рублей, бюджетов субъектов РФ-2,44 трлн. рублей. Экономия средств бюджетов за счет повторного использования высвободившихся жилых помещений во вновь построенном жилье составит 3,93 трлн. рублей, привлечение внебюджетных источников на реализацию программы - 1,54 трлн. рублей, возврат средств, вложенных в строительство жилья за счет платы за наем-4,33 трлн. рублей.

Третий сценарий, в дополнение ко второму, предусматривает возврат в долгосрочной перспективе (30 лет) субъектами РФ средств финансовой поддержки, полученной из федерального бюджета, за счет платы за наем жилья, предоставленного гражданам взамен аварийного. В случае выбора третьего сценария, при ликвидации аварийного жилищного фонда объемом 127,4 млн. кв. м., 20,7 млн. кв. метров не будут требовать расселения, 88,3 млн. кв. метров. будут расселены в срок до 2045 года включительно. Для реализации этого сценария потребуется 6,5 трлн. рублей, из них средства федерального бюджета составят 2,4 трлн. рублей (при условии ежегодного возврата части полученных займов в общем размере 773,9 млн. рублей), средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов – 4,1 трлн. рублей. В результате этого возврат средств, вложенных в строительство жилья за счет платы за наем, составят 5,7 трлн. рублей, расходы федерального бюджета составят 773,9 млрд. рублей.

В Фонде ЖКХ считают, что в связи именно третий вариант реализации программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2012 года, является наиболее оптимальным.

Источник: Управление по связям с общественностью ГК ФСР ЖКХ