Программа переселения граждан из аварийного и непригодного для проживания жилья является одной из наиболее успешных государственных инициатив. По плану, в 2020 году надо было переселить в новые дома и квартиры 54,6 тыс. россиян. Но уже на 1 декабря прошлого года таких оказалось в два раза больше (110,7 тыс. человек). Принимая во внимание, что основой пик ввода жилья приходится на самый конец года, следует ожидать, что итоговые результаты за 12 месяцев окажутся еще лучше.
Однако практика свидетельствует, что даже такая успешная работа не гарантирует отсутствие весьма существенных проблем и недочетов. Как показало исследование экспертов Центра мониторинга благоустройства городской среды Общероссийского народного фронта (ЦМБГС ОНФ), часть из них связана с недостатками процедур инвентаризации жилого фонда, что влечет серьезные последствия для всей экономики процесса переселения и для жильцов таких зданий. Так, нередки случаи, когда в регионах проводится капремонт в домах, которые затем признаются аварийными. В целях исключения такой практики Минстрой России разработал недавно упрощенную процедуру признания жилых домов аварийными. Но пока в муниципалитетах она приживается с трудом. «Новая процедура не работает, муниципалитеты ничего о ней не слышали или не поняли, как ее применять на практике», — отмечают в Фонде содействия реформированию ЖКХ. Возможно, это сложности переходного периода, которые вполне могут быть минимизированы по результатам разъяснительной работы. В госкорпорации уже попросили Минстрой организовать серию обучающих вебинаров для глав муниципальных образований по работе с новой методикой и выразили намерение подключиться к этой деятельности.
В свою очередь, директор департамента ЖКХ Минстроя России Михаил Гилев сообщил, что в настоящее время дорабатывается ряд поправок в Жилищный кодекс (ЖК) РФ. В том числе, предложена новелла, которая предусматривает обязательное техническое предпроектное обследование МКД, по результатам которого будет приниматься решение о проведении капремонта или признании зданий аварийными. Это также должно исключить факты ремонта аварийных зданий и неправомочный расход средств на эти цели из регфондов капремонта.
Однако эти изменения также не являются достаточными, и есть еще ряд узких мест в законодательстве и подзаконных процедурах, которые тормозят темпы реализации программы переселения и провоцируют игнорирование прав граждан на получение нового жилья. Так, имеется большое количество домов, признанных аварийными зачастую несколько лет назад, которые пока не внесены в региональные программы. В ЦМБГС ОНФ считают, что в значительной степени это является следствием управленческих недочетов на местах. Субъекты РФ не используют средства, которые выделяет госпрограмма по расселению из аварийного жилья, на создание маневренного фонда, соответственно, людей некуда переселить из опасных домов хотя бы на время.
За рамками программы оказались и жители ряда категорий домов. В частности, Минстрой России исключил из программы расселения жилья дома блокированного типа. В министерстве посчитали, что эти здания являются индивидуальными жилыми строениями, в которых отсутствует общедомовое имущество. А раз так, то и расселять их не надо. По данным сайта «Реформа ЖКХ», в России насчитывается более 1 млн домов блокированной застройки: это одноэтажные здания на 4-12 квартир, каждая из которых имеет отдельный вход. Значительная часть таких зданий была построена в довоенное и военное время как временное жилье, по комфорту они мало отличаются от бараков и по большей части находятся в аварийном и ветхом состоянии. По мнению члена центрального штаба ОНФ, координатора ЦМБГС Светланы Калининой, необходимо как можно скорее принять отдельную программу по расселению домов блокированной застройки.
В целом, один из основных путей решения проблемы лежит в русле совершенствования механизмов и процедур, которые фиксируют статус МКД. Также эксперты ОНФ полагают, что все работы по улучшению жилищных условий россиян должны опираться на эффективные технологии инструментального обследования домов. Это поможет покончить с неразберихой в данной сфере и оценить, какие дома надо признавать ветхо-аварийными, а какие можно ремонтировать капитально. Но у регионов на это нет средств, поэтому желательно сформировать и принять отдельную госпрограмму под эти цели.
119 тысяч россиян переселено из аварийного жилья общей площадью свыше 1,9 млн «квадратов» в 2019-2020 годах
Номер публикации: №01 15.01.2021