Точки приложения усилий

Точки приложения усилий

Точки приложения усилий

Законодатели сконцентрируются на жилищном строительстве, контрактной системе и пространственном развитии России

Программный майский указ президента России обозначил главные направления приложения усилий для всех органов власти. Одним из ключевых условий обеспечения заявленного «рывка» является своевременное и эффективное законодательное обеспечение необходимых действий государства и общества. Сегодня объем законодательных инициатив, находящихся на рассмотрении в нашем комитете, превышает три десятка. Желание оптимизировать деятельность строителей радует, но вместе с тем мы обращаемся к коллегам с призывом «повысить планку», делать изменения в регулирующие документы высшего уровня — федеральные законы — максимально точными и минимально объемными. За долгий путь в строительстве я не изменил своего мнения: лучшая система регулирования та, которую человек не замечает, пока не начинает отклоняться от безопасного и эффективного поведения. Надо помнить: никогда избыток регулирования и надзора не заменит профессионализма и ответственности. Именно эти принципы должны позволить нам сформировать законодательство, которое, не связывая развитие строительного комплекса, обеспечит и инновационное продвижение, и инвестиционную привлекательность отрасли, и комфортную городскую среду.

Приоритетными в нашей работе сегодня я бы назвал три крупных блока: блок жилищного строительства, включая аспекты его финансирования; блок отраслевой экономики, включая вопросы контрактной системы, ценообразования и управления рисками; блок эффективного управления пространственным развитием территории России. Остановлюсь на этих направлениях поподробнее.

Жилищное строительство всегда было и остается важнейшим вопросом государственной политики. Не случайно именно в этой сфере президентом поставлена, пожалуй, самая амбициозная и абсолютно конкретная цель — 120 миллионов квадратных метров жилья в год. Думаю, эта задача нам по силам, мощности строительного комплекса уже сегодня позволяют выполнить такой объем работ, однако все же следует остановиться на ряде важных моментов. Перед нами не стоит задача построить основной объем этого жилья в Москве, Подмосковье, Петербурге и Краснодаре. В президентском указе четко сформулировано направление на «оживление» регионов, на формирование достойных параметров жизни в средних и малых городах, на развитие сельских поселений. Эту задачу непросто решить традиционными, чисто рыночными методами. Инвестор всегда будет идти в крупные города, где уровень рентабельности девелоперской деятельности выше, а объем жилищного строительства определяется почти исключительно объемом спроса. Конечно, усилия правительства, новации ДОМ.РФ в части ипотечных программ расширили объем возможностей россиян, но решить проблему более равномерного распределения объемов строительства только этими механизмами невозможно.

Принятый закон о переходе от долевого строительства к банковскому финансированию тоже ставит непростые задачи перед банковской системой, которая должна в кратчайшие сроки заменить кредитами финансовый ресурс дольщиков. В процессе обсуждения закона мы неоднократно слышали от коллег из банковского сообщества заявления о готовности сделать это. Будем надеяться, они нас не подведут. Тем не менее, вопрос формирования дополнительных объемов спроса стоит очень остро и в этой связи мы подготовили ряд инициатив, которые могли бы ощутимо помочь в этом вопросе.

Это, прежде всего, проект закона, позволяющий строить жилье в рамках концессионных соглашений. Такое решение в сочетании с давно обсуждаемой необходимостью перехода от субсидирования покупки недвижимости к формированию фонда субсидируемого, прежде всего некоммерческого, найма позволит создать огромный рынок со вполне понятными механизмами небюджетного финансирования. Значение этой практики для территорий опережающего развития, промышленных кластеров, комплексов ВПК трудно переоценить.

Еще одним предложением было сохранение или создание региональных фондов жилищного строительства по аналогии с подобным институтом в Татарстане, с Фондом реновации Москвы. Эти структуры могли бы работать в рамках социальных программ, с категориями граждан, имеющими право на господдержку. И процедура привлечения средств граждан для них не должна быть такой жесткой, как для прочих застройщиков. Полагаю, в осеннюю сессию мы сможем реализовать эти инициативы.

Сегодня строительная отрасль и экономика в целом переживают не лучшие времена: снижается рентабельность производства, сокращаются объемы инвестиций. Однако в этих условиях особенно необходимо четкое и прозрачное регулирование контрактных отношений, прежде всего в сфере государственного и особенно оборонного заказа. При этом необходимо четко следовать принципу — достойная плата за качественную работу, выполненную в срок. Необходимо минимизировать возможности для недостоверного ценообразования, создав систему укрупненных, но достоверных показателей, позволяющих эффективным строителям иметь достаточную прибыль, а государству не нести избыточные издержки. При этом важно не «шить семь шапок из одной шкуры», жертвуя качеством, а иногда и безопасностью в погоне за дешевизной. Необходимо обеспечить отрасли рентабельность, позволяющую предприятиям не только выживать, но и инвестировать в развитие, в инновации, в кадровый потенциал. В этой части предстоит серьезная работа с новым блоком правительства, курирующим строительную отрасль.

И, наконец, остановлюсь на задаче, значение которой переоценить невозможно. Президентом страны Владимиром Владимировичем Путиным дано поручение разработать Стратегию пространственного развития территории Российской Федерации. Эту работу ведет сегодня Минэкономразвития.

Совершенно разумно, что основой для принятия управленческих решений должен стать ясный «образ будущего», своего рода «Генплан России» — документ, определяющий основные направления развития инфраструктурного комплекса, системы расселения, размещения производительных сил страны. Ведь в свое время план ГОЭЛРО помог Советскому Союзу создать огромный экономический потенциал. Задачи, стоящие перед нами сегодня, не менее амбициозны. Для нас, строителей, такая стратегия стала бы планом работы на долгие десятилетия, символом уверенности в будущем страны и нашей профессии. Полагаю, что эта работа должна стать основой построения эффективной системы планирования и регулирования территориального развития, дать объективные, экономически и технологически обоснованные параметры необходимых капитальных вложений. Лучшие умы в градостроительстве, инфраструктурном планировании, экономике должны быть включены в эту важнейшую работу. Полагаю, ее результат станет предметом пристального внимания как Федерального собрания, так и всех неравнодушных граждан России.

В завершение хочу поздравить строителей, работников промышленности строительных материалов, архитекторов, проектировщиков, ветеранов отрасли, всех коллег из регионов России и Москвы с профессиональным праздником — Днем строителя! Искренне желаю всем, кто связал свою судьбу с созидательной профессией строителя, интересных проектов, новых успехов и достижений! Счастья вам, друзья, здоровья, благополучия и удачи!


Цитата

Приоритетными в нашей работе сегодня я бы назвал три крупных блока: блок жилищного строительства, включая аспекты его финансирования; блок отраслевой экономики, включая вопросы контрактной системы, ценообразования и управления рисками; блок эффективного управления пространственным развитием территории России


Цитата

За долгий путь в строительстве я не изменил своего мнения: лучшая система регулирования та, которую человек не замечает, пока не начинает отклоняться от безопасного и эффективного поведения. Надо помнить: никогда избыток регулирования и надзора не заменит профессионализма и ответственности

Теги: