Сегодня каждая четвертая (27,6%) квартира в Северной столице приобретается не для собственного проживания, а с инвестиционными целями, в том числе для последующей сдачи в аренду. К такому выводу пришли аналитики фонда коллективных инвестиций «Рентавед». По их данным, за последние пару лет доля тех, кто нашел в петербургском жилье альтернативу банковским вкладам, выросла в два-три раза, причем больше трети из них — приезжие.
На пике спроса — небольшие студии и «однушки» площадью 24-35 квадратных метров в пешей доступности от метро; наиболее популярный бюджет сделки — 5-6 млн рублей. Однако было зафиксировано и несколько крупных сделок, когда скупались пулы по 20-30 квартир.
Рост числа инвестиционных покупок эксперты рынка связывают с потрясениями прошлого года: на фоне сочетания пандемии, обвала рубля и закона о налогах на вклады физлиц люди начали активно искать альтернативные источники сохранения сбережений.
«Многие, поддавшись панике, стали инвесторами, можно сказать, случайно. Россияне, привыкшие в любой кризис переводить рубли в недвижимость, в 2020 году тотально забирали деньги с депозитов и, используя льготную ипотеку, приобретали квартиры в новостройках. Часто покупки были эмоциональными, о реальном уровне дохода задумывались далеко не все», — отмечает руководитель Фонда «Рентавед» Руслан Сухий.
«Они надеются, что квартира рано или поздно вырастет в цене, и это перспективнее, чем держать средства на ставшем практически бессмысленным депозите, — продолжает тему начальник отдела продаж компании «БФА-Девелопмент» Светлана Денисова. — Как итог — многие покупатели, приобретя одну квартиру, потом приходили за второй и даже за третьей».
Еще одним трендом, по ее словам, стало то, что на фоне сокращения предложения и роста спроса стали расти и цены на квартиры, да так стремительно, что уже сегодня, например, так называемая новая «вторичка» стоит дешевле, чем квартира на первичном рынке на начальной стадии строительства. «Это смешно, забавно и тревожно», — отмечает представитель застройщика, добавляя, что подогревает ажиотажный спрос и то, что Санкт-Петербург традиционно привлекает региональных покупателей, а теперь даже стал обгонять по этому показателю Москву. Так, по статистике, доля иногородних покупателей жилья на сегодняшний день составляет до 40% от общего объема сделок. По мнению Светланы Денисовой, региональных покупателей можно разделить на две группы: тех, кто приобретает элитные квартиры, и покупателей масс-маркета. Первая категория долго принимает решение о покупке и никуда не торопится, такие покупатели могут приезжать несколько раз. А вот покупатели масс-маркета принимают решение намного быстрее.
В свою очередь, в аналитическом центре маркетплейса недвижимости «М2Маркет» рассказывают, что большинство инвесторов и тех, кто покупает жилье для работы в Северной столице, — все же не из малых городов, а из столичного региона. «Наибольшая часть покупателей — из Москвы и Московской области. Также не единичны случаи сделок с жителями Волгоградской и Архангельской областей, Коми, Приморского края и Кемеровской области», — уточняет директор по развитию, партнер «М2Маркет» Роман Строилов. В лидеры активно выходят сейчас и клиенты из газо- и нефтедобывающих регионов Сибири, что может быть связано с открытием в Петербурге штаб-квартиры «Газпрома»: вслед за топ-менеджерами компании в город потянулись их родственники и деловые партнеры.
Что касается краткосрочных «инвестиционных прогнозов», то, по оценкам ряда экспертов, бум непрофессиональных приезжих инвесторов в этом году может сойти на нет. «К текущему моменту рост цен перекрыл выгоду от субсидированной государством кредитной ставки. Средняя маржа, которую можно получить в будущем, покупая в 2021 году квартиру на котловане — 30% (зависит от класса жилья и локации объекта)», — считает директор по маркетингу группы компаний «Абсолют Строй Сервис» Никита Пальянов. Пока, по словам директора по продажам компании «Главстрой Санкт-Петербург» Юлии Ружицкой, инвестиционный спрос сохраняется, но после сворачивания программы льготной ипотеки он вернется к показателям двухлетней давности — 10%.
54% российских рантье, по оценкам ЦИАН, сдают «однушки» и имеют средний «стаж работы» в жилой аренде четыре года
Номер публикации: №10 19.03.2021