Позвонил и бросил

Позвонил и бросил

На рынке «загородки» резко снизилось число показов домов

Управляющий директор «Метриум Премиум» (участник партнерской сети CBRE) Илья Менжунов в интервью «СГ-Онлайн» рассказал об итогах развития рынка загородного жилья Московской области в третьем квартале 2018 года. Основной вывод – снижение количества клиентов, реально нацеленных на покупку недвижимости.

«СГ»: Илья, как обстоят дела с предложением в данном сегменте, есть ли новые проекты на рынке?

И.М.: На рынке загородной недвижимости сохраняется затишье. В третьем квартале, как впрочем с самого начала 2018 года, девелоперы не вывели ни одного нового проекта. Сегодня ведутся продажи 39 поселков с общим объемом предложения 860 домовладений. За последний квартал зафиксирован минимальный прирост предложения на 0,7% за счет вывода в реализацию объема в поселках, давно экспонирующихся на рынке. Для сравнения – в третьем квартале 2017 года велись продажи 42 проектов с общим объемом предложения порядка 1030 домовладений.

«СГ»:Какие изменения произошли в структуре предложения?

И.М.: Поскольку новые проекты на загородном рынке отсутствуют, структура предложения также не претерпела кардинальных изменений. Традиционно лидером по количеству поселков в продаже остаются Новорижское (28,2%) и Рублево-Успенское шоссе (25,7%). Что интересно, по количеству домовладений Новая Рига утратила лидерство. Если кварталом ранее на данное направление приходилось 34,7% домов, то сегодня – только 20,8%. Падение связано с приостановкой продаж в двух поселках. Наименьшая доля как по числу проектов, так и домовладений в продаже приходится на Минское шоссе (10,3% и 4,4% соответственно).

«СГ»: Как ведут себя цены?

И.М.: Цены на загородном рынке продолжают свой рост. За квартал средняя стоимость кв. метра домовладений увеличилась на 4,7% и достигла 141,5 тыс. рублей. Причина столь активной динамики вовсе не в пересмотре прайса девелоперами – они-то как раз предоставляют скидки, достигающие 20-25%. Повышение цен связано, во-первых, с изменением структуры предложения – в продаже остались лоты с более дорогим «квадратом». Во-вторых, на цены повлияла высокая волатильность пары рубль/доллар. Напомню, в начале квартала курс составлял 62,6 рубля за доллар, в середине сентября значение достигало уже почти 70 рублей. Поскольку некоторые проекты экспонируются в иностранной валюте, в рублевом выражении их цена значительно выросла.

«СГ»: Что происходит с реальным спросом и количеством сделок в этом сегменте?

И.М.: Третий квартал на рынке «загородки» отметился резким падением конверсии звонков в показы. К примеру, в нашей компании количество первичных обращений за три месяца увеличилось на 3,5%, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. При этом число показов, наоборот, снизилось более чем в полтора раза – на 55,5%. Иными словами, на рынке сегодня немало клиентов, которые мониторят предложение, цены, скидки и при этом не нацелены на реальную сделку.

«СГ»: Выделите яркую тенденцию в сегменте.

И.М.: На мой взгляд, квартал отчасти стал периодом неопределенности на рынке загородной недвижимости. Как показывает практика, в периоды экономической нестабильности и высокой волатильности, клиенты не торопятся со сделкой, рассчитывая на возможные дополнительные преференции со стороны продавцов. Причем это касается как первичного, так и вторичного рынка. Именно по этой причине по итогам трех месяцев нет выдающихся результатов. В то же время рост числа звонков говорит о том, что на рынке присутствует нереализованный спрос, то есть интерес к загородной недвижимости не просто стабилен – он увеличивается.