Облигации ускорят стройку

facebook.com/avtodorgk
Правительство профинансирует жилье и дороги за счет выпуска государственных ценных бумаг

Президент России Владимир Путин поручил Кабинету министров подготовить и обеспечить выпуск инфраструктурных облигаций в целях развития жилищного и транспортного строительства, в том числе для реализации пилотных проектов. Ответственным за выполнение этой задачи является глава правительства РФ Михаил Мишустин, а срок исполнения президентского поручения — 15 декабря 2020 года.

Вопрос о выпуске таких облигаций уже подробно обсуждался на совещании президента с членами кабинета. И комментируя свое поручение, Владимир Путин подчеркнул, что инфраструктурные облигации — «это очень хороший инструмент» и нужно аккуратно расширять его использование при условии обеспечения «устойчивости, стабильности и прозрачности всего этого процесса».

Кроме того, глава государства поручил правительству к 25 декабря 2020 года обеспечить принятие Госдумой РФ в приоритетном порядке законопроектов, направленных на сокращение количества и сроков проведения согласительных процедур для строительства и ввода в эксплуатацию объектов капстроительства, необходимых для реализации национальных проектов и решения стратегических задач развития страны до 2030 года.

По словам вице-премьера РФ Марата Хуснуллина, работа по выпуску инфраструктурных облигаций уже ведется. В ней принимает участие ряд министерств и ведомств, включая Минстрой, Минпромторг, Минфин, и Минэкономразвития России. К настоящему времени подготовлены конкретные предложения по их использованию и отобраны пилотные регионы, в которых они будут использованы. «Считаем, что в рамках дефицита бюджетных средств это также будет хорошим механизмом развития жилищного и дорожного строительства», — сказал Марат Хуснуллин.

По его мнению, в случае если все предлагаемые подходы будут реализованы, то можно на деле улучшить ситуацию в этих отраслях, выполнить национальные цели. Говоря о том, какие инфраструктурные проекты могут быть профинансированы через размещение облигаций, зампред правительства заявил, что это «возможно, в том числе, и (транспортный коридор) Европа — Западный Китай».

Подробнее о финансировании через механизм инфраструктурных облигаций Марат Хуснуллин рассказал ранее, в рамках своего совещания с главами российских регионов. По словам вице-премьера, с помощью этого инструмента в течение двух лет в стройку можно дополнительно привлечь около 1 трлн рублей.

«Мы планируем за 2021-2022 годы с помощью облигаций «Автодора» привлечь на строительство дорог порядка 500 млрд рублей. Это позволит своевременно и даже раньше сроков реализовать ряд важных транспортных проектов в регионах», — заявил Марат Хуснуллин.

Кроме того, еще около 300 млрд рублей планируется привлечь в проекты жилищного строительства с помощью «ДОМ.РФ» (готового выступить в качестве оператора). «Это будут комплексные проекты, в которые войдут инженерная, социальная и транспортная инфраструктура», — пояснил Марат Хуснуллин, отметив, что помимо этого, достигнута договоренность о выпуске облигаций на 200 млрд рублей через ВЭБ. «Таким образом, выпуск облигаций на триллион рублей позволит компенсировать сокращение бюджета и финансирования национальных программ, а также сохранить объемы строительства», — подчеркнул вице-премьер РФ.

Касаясь других тем, Марат Хуснуллин рассказал губернаторам о текущих параметрах федерального бюджета на 2021-2023 годы, который в связи с коронавирусом и риском недополучения налогов будет сокращен на 10%. Зампред правительства озвучил ряд мер, призванных возместить «выпадающее» финансирование, особенно в части строительства дорожной инфраструктуры. Например, одна из них подразумевает возможность для подрядчиков госстроительства при исчерпании выделенного на год финансирования взять льготный кредит в банке с полной компенсацией ставки, а затем вернуть его за счет будущего финансового обеспечения контракта. Это затронет проекты социального строительства по линии Минстроя России и дорожных объектов. На компенсации банковских ставок при кредитовании строительства по госзаказу для социальной инфраструктуры и дорог, по словам Марата Хуснуллина, в следующем году будет выделено 1,8 млрд рублей.

Справочно:

Инфраструктурные облигации — распространенный в развитых экономиках инструмент по привлечению долгосрочного и масштабного финансирования крупных и общественно важных проектов. В конце 2019 года на российском рынке обращалось 32 выпуска концессионных облигаций общей стоимостью 91,9 млрд рублей. Принятые правительством решения должны кратно увеличить объем рынка таких бумаг.