Не выходя из дома

Не выходя из дома

ЦБ приглашает банки к участию в создании ипотечного «Маркетплейса»

Безусловно, для получателя ипотеч­ного кредита огромное значение имеют ставки, и лидеры рынка часто выигрывают именно за счет этого фактора. Однако не послед­нюю роль играет и технология выдачи ипотечного кредита, оперативность и простота его получения. Именно поэто­му в настоящее время ЦБ уделяет много внимания формированию электронных каналов продаж банковских продуктов.

В рамках недавней конференции «Ипотечное кредитование в России», ор­ганизованной информационным агент­ством AK&M, советник первого замести­теля председателя Банка России Елена Чайковская представила проект «Мар­кетплейс». «Цель проекта — это разви­тие конкуренции и финансовой доступ­ности», — заявила она. «Маркетплейс» позволит упростить многие процессы, например, получение справок о заемщи­ке от налогового органа с согласия клиента.

Планируется, что публике он­лайн-платформа для продажи финансо­вых услуг будет представлена 15 февра­ля. Но в полном объеме она заработает только после принятия законопроекта «О совершении сделок с использовани­ем электронной платформы». Данный документ внесен на рассмотрение в Госу­дарственную Думу в конце 2018 года. Предполагается, что «Маркетплейс» бу­дет запускаться в несколько этапов. Сна­чала — в «первой волне» — на платфор­ме можно будет открывать вклады и по­купать облигации, другие продукты, включая ипотеку, появятся во «второй волне». Для каждого финансового про­дукта будет создан свой «Маркетплейс». В настоящее время Центральный банк определил, что ядром электронной плат­формы станет Центральный депозита­рий.


Елена Чайковская отметила, что ипо­тека — это пятый по приоритетности продукт после вкладов, облигаций, паев инвестиционных фондов и ОСАГО. При этом из всех продуктов ипотека является наиболее сложной и требует максималь­ной интеграции с другими участниками процесса, в том числе с Росреестром, ри­елторами, страховыми компаниями, оценщиками. В перспективе туда могут быть интегрированы дизайнерские бю­ро, ремонтные организации.

Представитель регулятора сообщила, что ЦБ готов рассмотреть предложения профессиональных участников рынка, на базе которых можно запустить пилот­ный проект ипотечного «Маркетплей­са». При этом представитель регулятора напомнила, что до рассмотрения законо­проекта осталось всего один-два месяца и стоит поторопиться. «Мы пишем зако­нодательство, по которому будут рабо­тать и ваши «Маркетплейсы» в том чис­ле, — отметила Елена Чайковская, — по­этому приглашаем всех желающих при­соединяться, пока не поздно. Пока закон не написан, есть шанс прописать то, что нужно вам».

Требования к организациям, на базе которых будут функционировать «Мар­кетплейсы», уже представлены в законо­проекте. В частности, размер собствен­ного капитала такой организации дол­жен быть не менее 100 млн рублей. Так­же к организациям будут предъявляться определенные требования в части безо­пасности.

Участвовавшие в работе конферен­ции банки ВТБ и «Абсолют Банк» заяви­ли о готовности выступить пилотными «Маркетплейсами» на рынке ипотечного кредитования. Однако Елена Чайков­ская напомнила, что опыт создания по­добной платформы на базе одного из банков на рынке уже имеется. И этот опыт был неудачным из-за возникшего конфликта интересов.


Справочно:

В настоящее время ЦБ работает с тремя пилотными «Маркетплейсами», созданными на базе Московской биржи (по вкладам), «ВТБ-регистратора» (по облигациям) и специализирова-нного депозитария «Инфинитум» (по паям ПИФов).

Теги: