Мертвый груз и поселки-призраки

Мертвый груз и поселки-призраки

О ситуации на рынке загородного жилья в Подмосковье

Анализ первичного рынка загородного жилья показал, что по числу выставленных на продажу лотов лидирует Новорязанское шоссе с 15% предложения, охотнее всего покупают «первичку» на Новой Риге (11% спроса), при этом на некогда популярной Рублевке треть поселков является мертвым грузом. По данным компании «Инком-Недвижимость», на востоке число проектов, испытывающих серьезные проблемы с реализацией, достигает 65%, а 5% поселков на этом направлении рискуют превратиться в «города-призраки».

Предложение с восточным акцентом

По итогам 2017 года больше всего лотов первичного рынка загородной недвижимости находится на Новорязанском шоссе – там сосредоточено 15% предложения. 9% объектов расположено на Новорижском шоссе, по 8% у Дмитровского, Симферопольского и Ярославского направлений. Остальной объем предложения распределен между другими шоссе.

«На Новорязанском направлении основную часть лотов составляют недорогие участки без подряда, – объясняет руководитель офиса «Новослободское» Департамента загородной недвижимости «Инком-Недвижимость» Алексей Сенчук. – Это отражается в средней цене объекта: она равна 1,3 млн рублей. Чаще всего покупателями загородного жилья на востоке становятся местные жители, которые и формируют локальный спрос. Среди преимуществ других перечисленных шоссе я бы отметил природные локации и хорошую пропускную способность».

Спрос: Новая Рига – hot, Рублевка – not

По результатам продаж на первом месте с 11% реализованного спроса оказалась «классическая» для рынка загородной недвижимости Новая Рига, которая демонстрирует лидерство не первый год. Следом идут Дмитровское и Ярославское шоссе (по 10% сделок на каждое). По 9% продаж пришлось на Новорязанское и Симферопольское направления.

«Западная часть Московской области всегда считалась престижной локацией, – рассказывает Алексей Сенчук. – Здесь удачная роза ветров, которая обеспечивает благоприятную экологическую ситуацию, развитая инфраструктура, а также хорошая транспортная доступность. Новая Рига – традиционное для “загородки” направление с большим числом качественных проектов, хотя средний ценник здесь немал – 14,8 млн руб.».

«Дмитровское шоссе привлекает клиентов крупными водоемами и объектами спортивной инфраструктуры – в частности, горнолыжными курортами, – дополняет руководитель Аналитического центра «Инком-Недвижимость» Дмитрий Таганов. – Среди плюсов Ярославского направления значится высокая пропускная способность и недорогая земля».

Аутсайдерами по итогам года стали Рублево-Успенское, Горьковское и Егорьевское шоссе: их доля в структуре продаж не превышает 2%.

«Главной характеристикой когда-то популярной Рублевки теперь является дорогое и морально устаревшее предложение: средняя цена лота здесь составляет 82 млн руб., – говорит Дмитрий Таганов. – В условиях продолжающегося кризиса треть поселков по этому направлению показывает крайне слабые продажи. У Горьковского шоссе другая проблема – засилье многоэтажной застройки, которое усугубило и без того сложную транспортную ситуацию. Егорьевское направление отличает преобладание низкокачественных участков без подряда. В целом я бы оценил долю неликвида на восточных шоссе в 60-65% – более половины из расположенных тут проектов имеют все шансы на превращение в “города-призраки”».

Взгляд на горизонт

Эксперты отмечают, что в области еще остаются направления с не до конца раскрытым потенциалом, однако для ведения успешных проектов необходим серьезный бюджет, которым большинство загородных застройщиков не обладает.

«Среди недооцененных направлений я бы указал Пятницкое шоссе, – делится мнением Алексей Сенчук. – Недаром его порой называют “демократичной Рублевкой”. Там хорошая экология, нет предприятий, по нему не ездят большегрузы. Однако исторически на Пятницком шоссе не так много проектов. Также ощущается нехватка предложения с застройкой на Минском шоссе, особенно на расстоянии 30-40 км от Москвы, в то время как мы наблюдаем интерес к этой локации. Однако для создания конкурентоспособных поселков сейчас нужны большие ресурсы, а их, увы, не хватает».