Где жить молодым?

Где жить молодым?

Где жить молодым?

Поколение Z выбирает новые жизненные сценарии, девелоперы прислушиваются

Как показывают исследования, сегодня девелоперы начинают проектировать и строить жилье, покупателями которого станут те, кому пока еще нет двадцати. Смогут ли строители угадать, что будет востребовано через пять-десять лет? Какими характеристиками должен обладать дом, в котором захотят жить сегодняшние молодые? Какие финансовые инструменты будут использоваться так называемым «поколением Z»? Этим проблемам и был посвящен круглый стол «Жилой дом будущего глазами поколения Z», организованный «Строительной газетой» на площадке выставки «Недвижимость от лидеров».

Примерно за месяц до события «СГ» провела специальное исследование, опросив на различных площадках более 300 молодых людей в возрасте от 14 до 19 лет. Мы предложили респондентам описать их идеальный будущий дом. В список параметров входили расположение дома, наполнение квартиры, окружение, способы передвижения по городу, способы поиска и покупки жилья.

Результаты опроса оказались одновременно и предсказуемыми, и неожиданными. Они дали повод для горячей дискуссии, развернувшейся за круглым столом. По данным опроса, современные молодые люди в будущем видят себя живущими в многоэтажном доме в центре города (большинство хотят жить в пределах Садового кольца). При этом передвигаться по городу они планируют на автомобиле (большинство), пешком или на общественном транспорте. Велосипед и самокат по-прежнему предпочитает меньшинство, несмотря на всю велосипедную инфраструктуру и агитацию. Ездить подростки собираются на учебу, в кино, к родителям и на занятия спортом.

Квартиру молодежь хочет собственную, а не арендованную. Она должна быть классической, а не студией. В числе непременных удобств называли большие окна и систему «умный дом». Около дома должны быть парк и торговая инфраструктура. Для покупки квартиры две трети опрошенных не готовы брать ипотечный кредит, а надеются на собственные, а скорее всего, родительские средства. Конечно, к тому моменту, когда нынешние тинэйджеры начнут задумываться о самостоятельной жизни, их запросы придут в некоторое соответствие с реальными возможностями, но тренды, скорее всего, сохранятся.

К дискуссии были приглашены представители девелоперского и архитектурного сообществ, банков, аналитики. Вице-президент компании «Галс-Девелопмент» Михаил Сивак считает, что на формат недвижимости повлияет и то, что сегодняшние подростки имеют более широкие возможности для обретения экономической самостоятельности. «Масса проектов запущена их сверстниками, многие — уже миллионеры, — заметил топ-менеджер. — Скорее всего, мы увидим людей, способных оплачивать аренду, ипотеку и даже покупать собственные квартиры и апартаменты в достаточно дорогих комплексах». Поэтому рынок должен быть готов предложить молодым интересную и разнообразную недвижимость. В качестве примера Михаил Сивак привел московский проект Match Point, который «Галс-Девелопмент» взял в управление. Проект сочетает в себе хорошую инфраструктуру, в том числе для общения, различные возможности — жилье в аренду, апартаменты на продажу. Кроме того, по мнению эксперта, современным подросткам не хватает живого общения, и это тоже будет влиять на девелоперские проекты — в них появятся общественные пространства, где молодежь сможет встречаться.

Полемизируя с данными исследования «Строительной газеты», руководитель проектов компании Becar Asset management Екатерина Тейдер заявила, что, по ее мнению, для поколения Z аренда актуальнее жизни в собственной квартире, хотя это и не исключает владения недвижимостью. По словам эксперта, девелоперские проекты будут реализовываться больше как инвестиционные активы — для тех, кто хочет вложить свои средства, а дальше жить там, где нравится, получая доход. Екатерина Тейдер считает, что «жить, как нравится» здесь ключевое определение: «Люди больше средств стали тратить на впечатления, на то, чтобы получать удовольствие от момента». По ее мнению, у современной молодежи будет хватать денег на то, чтобы жить в центре, снимать жилье там, где им хочется, и того уровня комфорта, какой им нужен. «Покупать такое жилье с перспективой выплаты за 15-20 лет, при том, что мало кто их них планирует проживать в одном районе, в одном городе так долго, они вряд ли будут», — считает эксперт. При этом даже аренда будет не обязательно долгосрочной, и рынок должен будет предложить подходящие варианты. Екатерина Тейдер рассказала, что в США пользуется популярностью формат микро-апартаментов common living. Только в 2017 году на развитие таких проектов было привлечено 40 млрд долларов. Подобные «общежития» открываются в городах и в качестве девелоперских проектов дают очень хороший экономический эффект.

А вот исследования «Икеа» показали, что современные молодые люди готовы платить деньги за дополнительные сервисы — полностью меблированные квартиры, услуги по уборке или доставке еды. Еще одна тенденция — создание садов и парков на территории жилых проектов. Как показывают исследования, это нравится поколению Z. Девелоперы «услышали» запросы молодых, предложив им компактное пространство для проживания, места для общения, общие кухни, общие прачечные. Для привлечения и удержания жильцов в таких проектах начинают организовывать различные мероприятия, приглашать интересных людей. Впрочем, считает Екатерина Тейдер, новые сценарии, в которых будут жить свободные молодые люди, вовсе не отменяет традиционных вариантов с кухней, гостиной и прочими привычными признаками нормального дома. Эксперт считает, что повзрослевшая молодежь к ним вернется.

Интересно, что если внутреннее наполнение проектов молодых интересует, то внешнее — не очень. По мнению заместителя генерального директора архитектурно мастерской «Группа АБВ» Валентина Остроумова, у представителей подрастающего поколения нет запроса на «внешнюю атрибутику», которой придавали значение их родители. «Никакие имена мировых архитектурных звезд их не убедят в том, что это хорошо, у детей нет на это запроса, — утверждает Остроумова. — Они прагматичнее, их волнует функциональность и удобство жизни, но точно не «какието карнизики». Архитекторам важно обратить внимание на другое — на то, что все услуги должны быть рядом, как в многофункциональном гаджете. Именно такое отношение у молодых формируется и к дому, считает архитектор.

Столь же прагматичное отношение у молодежи и к финансовым инструментам, считает начальник центра ипотечного кредитования «Зубовский бульвар» банка ВТБ Юрий Осипов. В соответствии с исследованием, проведенным банком, сегодня отношение молодежи (18-25 лет) к заемным средствам осторожное: только 16% считают кредит хорошим средством для совершения покупок. Правда, постепенно это отношение меняется, становится более позитивным. Сами банки для этого делают немало: продукты становятся удобнее, уменьшается число необходимых документов, сокращается время рассмотрения заявки.


Цифры:

Задуматься о новых подходах девелоперов заставляет и рынок. Выступая на круглом столе, ведущий специалист аналитического центра IRN Юлия Рышкина привела любопытную статистику. По ее словам, на рынке продолжается стагнация, растут объемы предложения квартир и апартаментов в Москве и Подмосковье. А значит, надо уже сегодня задумываться о том, что предложить покупателю завтра. За I полугодие текущего года в Москве было выдано разрешений на возведение 17,7 млн кв. м жилья против 4 млн кв. м в I полугодии 2017 г. Цены снижаются. По мнению аналитика, к 20202021 году рынок нащупает дно: средняя цена новостроек в Москве составит 120-130 тыс. рублей за кв. м. После достижения баланса может начаться новый рост цен, который вряд ли будет взрывным.

Справочно:

ПАО «Галс-Девелопмент», управляющая МФК Match Point, входит в ТОП-5 крупнейших застройщиков Москвы. Общий объем девелоперских проектов компании составляет 2,2 млн кв. м. В 2016-2017 гг. компания ввела в эксплуатацию 7 объектов общей площадью около 600 тыс. кв. м: 1-я и 2-ая очереди жилого комплекса бизнес-класса «Наследие», элитный квартал Wine House, комплекс апартаментов «Сады Пекина», МФК «IQ-квартал» (ММДЦ «Москва-Сити»), элитный квартал «Театральный Дом».