Флирт на расстоянии

Флирт на расстоянии

Shutterstock

Как застройщики борются за внимание покупателей в условиях пандемии

Столичные застройщики третью неделю работают в условиях строгой самоизоляции, которая действует как для сотрудников, так и — что главное — для потребителей их продукта. С 13 по 19 апреля им пришлось еще и остановить по распоряжению городских властей практически все стройки. Чем живет рынок недвижимости на карантине, выяснила «Стройгазета».

Игроки рынка оперативно перестраиваются с учетом новых условий — «допиливают» ранее неспешно создаваемые каналы онлайн-продаж или запускают их с нуля: это, по сути, единственный способ хоть как-то поддержать спрос. О запуске дистанционной продажи квартир заявили все основные игроки, не афишируя внимания на тех сложностях, которые неизбежно возникают в процессе — это, в первую очередь, трудности с онлайн-открытием аккредитивов и с дистанционным одобрением ипотеки. Впрочем, оба этих препятствия постепенно преодолеваются.

Дистанция — не помеха

«Совсем недавно появилась возможность оплатить сделку без визита в банк: открыть номинальный счет или аккредитив теперь можно удаленно. Крупнейшие застройщики уже подписали с банками соответствующие соглашения и внедрили в свои проекты онлайн-оплату. Девелоперы, которые еще не успели наладить сотрудничество в этой сфере, столкнулись со сложностями из-за ограничений на передвижения, однако они также будут стремиться предложить своим клиентам подобную опцию», — рассказывает управляющий директор компании «Метриум» Надежда Коркка. Что до ипотеки — российский Центробанк уже дал принципиальное согласие на дистанционную выдачу ипотеки банками, так что и этот принципиально важный для застройщиков момент также «оцифровывается». 14 апреля о запуске «ипотеки с доставкой на дом» заявил Сбербанк: выпуск усиленной электронной подписи и подписание кредитной документации происходит по месту пребывания заемщика с помощью выездного сотрудника.

Застройщики постепенно расширяют список бесконтактных опций — в Level Group, например, анонсировали дистанционную передачу ключей. Услуга подразумевает дистанционную передачу квартиры — по фото и видео, впрочем, застройщик подчеркивает, что если клиенту что-то не понравится уже позже, при личном визите в квартиру, недоделки также устранят по гарантии. Акт приемки подписывается дистанционно, после чего ключи можно будет забрать в постамате на территории ЖК.

Несмотря на успешный в целом опыт внедрения дистанционных показов, продаж и даже передачи ключей, доверие граждан к электронным сделкам пока невысоко — инструмент относительно новый и непривычный, а суммы фигурируют серьезные. Пока, как говорят опрошенные «СГ» эксперты, покупать онлайн готовы в основном те клиенты, кто на момент ввода строгих мер уже находился «на финишной прямой» — в том числе, покупатели с истекающим сроком одобрения ипотеки или сроком фиксации цены. Впрочем, как говорит руководитель аналитического центра Циан Алексей Попов, после продления «карантина» до конца апреля интерес к онлайн-сделкам постепенно будет расти.

Тем не менее, относительно «офлайнового» марта спрос на новостройки закономерно снизился. Как говорит коммерческий директор ГК ФСК Ольга Тумайкина, спад в основном затрагивает проекты на начальной стадии готовности — таких сделок стало в 1,5 раза меньше. «Что касается проектов на высокой стадии готовности, спрос снизился не более чем на 15-20%», — добавляет эксперт, подчеркивая, что в нескольких проектах компании спада спроса после ввода в Москве режима строгой самоизоляции не наблюдается вовсе.

Поддержка с воздуха

Наряду с развитием дистанционных продаж жилья российские застройщики активно включают режим информационной поддержки, стремясь привлечь внимание к себе и к своим проектам с помощью различных активностей. Компания «Галс-Девелопмент», например, запустила новую рекламную кампанию своих люксовых объектов «Это совсем другая история» — наряду с печатными, интернет-СМИ, профильными ресурсами по недвижимости, наружными рекламными носителями и радиостанциями в компании задействовали диджитал-каналы, в том числе сегмент онлайн-радио.

В более демократичном сегменте для поддержания приемлемого темпа продаж недостаточно просто напоминать клиентам о себе — в ход идут разного рода скидки и бонусы. Многие предлагают скидки при онлайн-бронировании, а в ГК ПИК совместно с ВТБ анонсировали программу «обнуления» ипотечных процентов на первый год кредита. В рамках программы на год устанавливается ставка в 0,01% годовых (платеж на этот период сокращается втрое), начиная со второго года кредитования ставка увеличивается до 8,1%. В ГК ПИК подчеркивают, что программа не подразумевает ни наценок на стоимость приобретаемой квартиры, ни переноса платежей, ни скрытых доплат.

В ГК «А 101» объявили арендные каникулы операторам коммерческих помещений на первых этажах — те, кто заключит договор до конца весны, на восемь месяцев освобождается от оплаты. В момент сделки потребуется оплатить первый и последний месяц, за арендаторами также сохраняется обязанность оплачивать коммунальные услуги. Похожие меры, пусть и в меньшем масштабе, анонсировали в холдинге Росстройинвест — арендаторы коммерческих площадей в ряде ЖК могут рассчитывать на снижение ставок до окончания в стране «нерабочего периода». Для тех компаний, которые вынуждены на этот период остановить свою деятельность, арендную плату полностью отменят.

Есть и социальные акции — ГК МИЦ, например, закупила для медиков и соцработников, работающих в больнице №40 Коммунарки, партию в 10 тыс. защитных масок. В ГК «Эталон» запустили социальный проект, напоминающий москвичам о правилах поведения в период самоизоляции — соответствующая информация размещена на городских билбордах.

Со вводом ограничений на передвижение по городу активизировалась просветительская деятельность, в том числе, среди участников рынка недвижимости. Наряду с переходом отраслевых мероприятий в онлайн игроки открывают циклы лекций и вебинаров, которые можно посмотреть, находясь дома. Свой онлайн-лекторий об архитектуре, градостроительстве, дизайне и урбанистике, а также о личной эффективности и психологических аспектах самоизоляции запустила компания «Брусника».

Серию бесплатных занятий в рамках онлайн-проекта об изменениях в градостроительном законодательстве организовал Учебный центр Главгосэкспертизы России. И даже главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов провел открытый дистанционный мастер-класс по акварельной графике.

Судя по активности застройщиков, отрасль намерена справиться с кризисом — несмотря ни на что. Игроков не отпугивает даже временная (до 19 апреля) остановка строек. «Цикл строительства дома — в среднем два-три года, в этих масштабах неделя или даже две-три недели простоя роли не сыграют. Рабочие никуда не уезжают, контракты с ними не расторгаются, техника остается на площадках. То есть это вынужденная пауза, но не заморозка строительства, — поясняет председатель совета директоров компании «БЕСТ-Новострой» Ирина Доброхотова. — Да, возможно, в связи с этим какие-то компании будут продлевать планируемые сроки ввода объектов. Но вероятнее всего, глобальным образом на вводе вынужденная пауза не скажется». А потенциальным покупателям жилья в столице остается идти в онлайн — схему, по которой годами действовали клиенты из регионов, теперь придется осваивать и самим москвичам.