Берег левый

Берег левый

Застройка вокруг стадиона «Ростов-Арена» вызывает сомнения

Глава администрации Ростова-на-Дону Виталий Кушнарев на пресс-конференции, посвященной Чемпионату мира по футболу 2018 года, сообщил, что после мундиаля территорию вокруг нового стадиона «Ростов-Арена» начнут застраивать четыре компании. По его словам, на этом месте будут построены жилой комплекс, экспоцентр, торговый центр и различные спортивные объекты.

Планов громадье

Жилой комплекс будет располагаться восточнее стадиона «Ростов-Арена» на площади 26 гектаров. Что касается суммы инвестиций, сроков строительства и объема жилья, то их глава города пока не озвучил, пояснив, что еще нет ни проекта, ни концепции застройки. При этом он заявил, что вряд ли речь будет идти о строительстве жилья эконом-класса. Строительством нового ЖК займется специально созданная для этого компания — ООО «Кварталы Левобережья».

Строительством экспоцентра, выставочного и торгово-развлекательного центров, по всей видимости, займется АО «Крокус». В начале мая этого года в одном из своих интервью владелец компании Арас Агаларов сообщил о переговорах с руководством Ростовской области по строительству «Крокус Сити» в несколько уменьшенном формате, соответствующем региону. Предполагается, что это будет полноценный проект с выставочными площадями, концертной площадкой, «Крокус Сити Моллом», торговым центром «Твой дом». Для проекта рассматривается площадка недалеко от стадиона. Отмечалось также, что проект находится пока только в планах и в стадии обсуждения.

На левом берегу Дона появится и конноспортивная школа, которую за свои деньги собралось строить в конце 2019 года АО «Газпром». Участок выбран в районе монумента «Тачанка». Сюда же должен переехать и ростовский ипподром. Как заявил на пресс-конференции глава города, планируется вынести существующий ипподром из центральной части города и провести на его месте реновацию. Но пока новый ипподром не будет построен, старый будет работать в штатном режиме.

И, наконец, западнее Ворошиловского моста уже выделен участок в два гектара под строительство «Гандбол-Арены». Объект будет многофункциональным, для нескольких видов спорта, и в его состав войдет четырехзвездная гостиница. Возводить его будет ГК «Агроком» Ивана Саввиди. Сейчас разрабатывается проектная документация. По словам ростовского мэра, «Гандбол-Арена» станет альтернативой Дворцу Спорта в Халтуринском переулке, которому нужна реконструкция.

Левобережная зона Ростова-на-Дону давно притягивает своей близостью к центру города. То, что было озвучено главой города, — это только часть планов по ее застройке. На Левбердоне могут появиться аквапарк, канатная дорога. В основном планируется строительство спортивных и рекреационных объектов. Недавно появились эскизы первых жилых комплексов в этом районе. Агентство инвестиционного развития Ростовской области рекламирует Левобережье как одну из самых перспективных территорий для реализации девелоперских проектов.

В 2017 году губернатор Ростовской области Василий Голубев поделился своим видением развития левобережной зоны Ростова. Он признался, что до сих пор не отказался от идеи создания канатной дороги, которая свяжет два берега Дона. Среди намерений донского губернатора — строительство на левом берегу правительственного здания. Сюда, по его расчетам, могут переехать областные министерства, находящиеся по всему городу. Идея о переезде правительства на Левбердон не нова. Окончательно решить этот вопрос обещали еще в сентябре 2012 года, когда определялось, примет ли Ростов-на-Дону игры ЧМ-2018.

А как же паводок?

По словам бывшего главного архитектора Ростова-на-Дону и Ростовской области, вице-президента президиума Союза архитекторов Южного федерального округа Юрия Трухачёва, идея дальнейшего расширения территории Ростова за счет активного освоения левобережной части, где, согласно генплану, в перспективе должен появиться новый центр города, должна пройти тщательную проверку на экономическую целесообразность. Как рассказал Юрий Трухачёв, еще в 1968 году состоялся всесоюзный конкурс на проектирование центральной части Ростова. Победители представили пять проектов, один из которых показался самым интересным. Развитие города предлагалось прямо в пойме Дона, на левом берегу. Но этот проект эксперты тогда забраковали: международная комиссия отрицательно отнеслась к освоению левобережной зоны. Ведь вся пойма реки Дон, где сейчас построен новый стадион, разбит парк, и куда в перспективе должен переехать Ростовский порт, является зоной однопроцентного паводка. Это означает, что раз в сто лет данная территория затапливается. Когда это произойдет, точно сказать трудно, но по СНИПу строить здесь вообще нельзя. Пока не появилась Цимлянская ГЭС, территория между Ростовом-на-Дону и Батайском заливалась водой, и здесь нерестилась рыба. Получается, что, если здесь что-то строить, то нужно «поднимать» все объекты на 5-7 м, делая насыпи из песка.

Песок придется брать в нижнем течении реки Дон, но залегает он под 15-30 м ила. В итоге, чтобы сделать насыпь на 300 гектарах (это площадь территории Левобережья, включенной в генеральный план развития Ростова-на-Дону), необходимо вскрыть 198 млн куб. м ила и выделить под его отвал 500 гектаров. Сделать все это, конечно, можно, но вот для экологии города это будет иметь самые печальные последствия. Ведь речь идет о разрушении существенной части и без того весьма условного «зеленого пояса» южной столицы.

Через пойму реки Дон, под землей, в весенние паводки проходит воды больше, чем по самому руслу. Говорит это не только о необходимости намыва песка — каждый строящийся здесь объект должен еще иметь и сваи по 20-30 м. Уже были случаи, когда выбирали территорию под перспективное развитие, выделяли деньги, а узнав цену реализации идеи, отказывались от нее.

Встретимся через сто лет

На запрос редакции «СГ» Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону ответил, что, согласно действующему Генеральному плану города Ростова-на-Дону, левобережная часть города располагается в пойме Нижнего Дона, где ее ширина изменяется от 8 до 18 км. Она подразделяется на низкую пойму с абсолютными отметками от одного до пяти метров, затапливаемую даже при небольших паводках, и высокую с абсолютными отметками от пяти до семи метров. В соответствии с распоряжением правительства Российской Федерации была утверждена «Основная часть проекта планировки территории Кировского района г. Ростова-на-Дону (в левобережной зоне) в границах проектируемой автомобильной дороги, южной границы участка размещения водноспортивного объекта «Акватория», автомобильной дороги Южный подъезд и улицы Левобережная, предназначенной для размещения стадиона на 45000 зрительских мест, финансирование строительства которого предусмотрено за счет средств федерального бюджета». В рамках этого документа были учтены особые характеристики территории и разработаны мероприятия по защите ее от затопления и подтопления. Среди этих мероприятий — намыв участка строительства до незатапливаемых отметок, организация рельефа, водоотведение и дренаж. Инженерные изыскания и проектная документация были разработаны в соответствии с требованиями технических регламентов и получили положительное заключение Главгосэкспертизы России.

Словом, в проектной документации все учтено. Да только не покидает тревожная мысль: насколько безопасно строительство объектов в «плавающих» зонах, даже если они могут быть затоплены всего лишь раз в сто лет.


Кстати

В 2018 году возле стадиона «Ростов-Арена» на улице Левобережной появился парк. В этом же году через дорогу от нового стадиона должны начать строить аквапарк на 5 тыс. посещений в сутки.

Теги: