После ретуши

europolis-msk.ru

Редевелопмент торговых центров как способ оживить район

За годы рыночной экономики в России появилось множество торговых центров, часть которых уже успела устареть. Концепции и наполнение таких ТЦ не соответствуют времени, а помещения пустуют без арендаторов и покупателей. Но в мире и России есть успешные примеры редевелопмента. Об этом «Стройгазете» рассказал Амир Идиатулин, генеральный директор и основатель архитектурной студии IND architects.

Screenshot_1.png

Бум торговли в России — итог перехода к рыночной экономике после десятилетий плана, когда в стране появились зарубежные товары. Первые торговые центры открылись в конце 1990-х — начале 2000-х годов, став местом притяжения покупателей и арендаторов. Классический торговый центр состоит из ритейла, фуд-кортов, зоны развлечений, обычно венчаемой кинотеатром. Помимо ТЦ-гигантов, включающих все необходимые для досуга атрибуты, появились небольшие торговые центры, плохо спланированные, без продуманных зон для досуга, фуд-кортов. По всем параметрам такие торговые центры, быстро заполонившие города России, напоминают скорее рынки под крышей, нежели места для досуга населения. Они достаточно быстро потеряли клиентов, которые, имея выбор, предпочитают качественный сервис и многофункциональность.

Любой торговый центр устаревает. За годы эксплуатации ветшает отделка, меняются интересы потенциальных покупателей, требования к планировкам, наполнению. Развитие онлайн-шопинга частично сокращает количество покупателей, и заставляет владельцев ТЦ искать новые форматы привлечения. Особенно страдают небольшие торговые центры, перестающие быть актуальными. В итоге они теряют сначала покупателей, а потом и арендаторов. Актуализировать здания поможет грамотный редевелопмент. В мире есть множество примеров, как бывшие ТЦ превращают в многофункциональные центры, транспортные хабы или полностью перепрофилируют их.

Студия IND architects работает над проектом обновления ТЦ «Сокольники». Торговый центр открыт 12 лет назад и уже не соответствует современному представлению о ритейл-объекте. Потребителю важна не только торговая функция, — люди ищут в ТЦ новый эмоциональный опыт, развлечения, возможности для социализации. Перед нами стояла задача сделать место отдыха и общения. В здании появилось открытые общественные пространства, дизайнерский универмаг. Главная точка притяжения обновленного торгового центра — фуд-холл с 15-ю гастро-концепциями. Шопинг-зона размещена на втором этаже. В центральной части — пространство без витрин c использованием форматов pop up, а зонирование выполнено элементами декора и малыми архитектурными формами. Это не единственный проект редевелопмента ТЦ в Москве. Выделю изменения в ТЦ «Золотой Вавилон» на проспекте Мира, который после смены владельцев поменял название на «Европолис», и переживает масштабные преобразования как внутри, так и снаружи.

В США и Западной Европе есть примеры, когда торговые центры переформатируют в досуговые центры для жителей новых районов. В ТЦ появляются дополнительные места для отдыха, развлечений, что обеспечивает их постоянным потоком покупателей. Еще одна стратегия — объединение торговых центров с транспортными сетями, что также положительно влияет на число клиентов. Например, в Лос-Анжелесе в ТЦ на окраине города открыли автобусный вокзал, соединив его с линией метро, что сделало место важной частью транспортной жизни города. Есть и радикальные случаи, когда торговые центры превращаются в спортивные залы, цеха заводов или даже дома престарелых.