Офисы покидают центр

Shutterstock
Какие уроки из пандемии стоит вынести столичному рынку коммерческой недвижимости

Офисный сегмент оказался чуть ли не самым уязвимым и неподготовленным к пандемии. Весной 2020 года, после введения карантинных ограничений, столичные офисы опустели: практически все сотрудники, забрав с собой ноутбуки, ушли работать дистанционно.

Большинству работодателей вначале даже понравилось, и многие из них заговорили о закате офисного рынка. «Новости апреля и мая были переполнены сообщениями компаний о том, как руководство и персонал успешно переходят на удаленный формат занятости без потери качества и скорости работы», — вспоминает финансовый директор «Группы Тактика» Андрей Новиков. Однако по прошествии нескольких месяцев выяснилось, что удаленная работа не способствует укреплению корпоративных связей, эффективность работы во многих сегментах падает. Как следствие, компании, не отказываясь полностью от «удаленки», переходят на гибридные форматы работы, co-working, нефиксированные рабочие места. Поэтому девелоперы по-прежнему «верят в формат офисов» — такой почти единогласный вердикт был вынесен участниками конференции «Коммерческая недвижимость 2021», организованной РБК.

В частности, по данным главы департамента офисной недвижимости JLL Алексея Ефимова, в 2021 году ожидается ввод до 500 тыс. квадратных метров новых офисных помещений, из которых 46% площадей будет в формате build-tosuit (строительство «под ключ»); таким образом, объем предложения вырастет на 120% в годовом выражении, и это будет максимум с 2015 года. Что касается спроса на офисы в Москве, то он, по оценкам эксперта, в этом году может вырасти относительно 2020 года на 2030%, будут заключены сделки аренды и купли-продажи почти 1 млн «квадратов». При этом офисы, предупреждает Алексей Ефимов, активно покидают центр: 55% площадей в Москве будет сдано между ТТК и МКАД.

Менее оптимистичен коммерческий директор компании O1 Properties Павел Барбашев, который считает, что офисный сегмент находится в кризисе: вакансия на рынке составляет 15% и даже выше. В зоне риска, по его словам, оказались офисные центры, построенные 10-15 лет назад: арендатору сейчас проще переехать в новый, чем ремонтировать нынешний.

Будут меняться и сами офисные пространства. Так, по мнению заместителя генерального директора по оценке и инвестициям ГК STONE HEDGE Виктории Васильевой, сегодня, прорабатывая наполнение и функциональность отдельных зон в офисных центрах, необходимо предусматривать запросы молодых сотрудников — пространства для тех, кто активно пользуется, к примеру, соцсетями. «Следует закладывать возможность развития пространств, приспособленных под их особенности и требования», — настаивает эксперт, уточняя, что это могут быть как специальные помещения, так и благоустроенные зоны в составе строящихся объектов, как, например, парк в офисном квартале STONE Towers. Внутри офисного центра такие помещения потребуют дополнительного оборудования и звукоизоляции; для записи видеоконтента вне помещений можно обустроить видовую площадку с оригинальным арт-объектом, который будет выступать «крутым» фоном для блогеров.

Еще одной постпандемической тенденцией, отмеченной на конференции, стало появление на офисном рынке спекулятивных инвесторов, перетекающих в сегмент с рынка жилой недвижимости. Директор по продаже и аренде офисной недвижимости MR Group Кермен Мастиев подчеркивает, что растет число мелких инвесторов (оно уже достигает 30-40%), при этом «входной билет» на рынке офисной недвижимости составляет 50-60 млн рублей.

Цитата в тему;

Андрей Новиков, финансовый директор «ГРУППЫ ТАКТИКА»:

Screenshot_1.png

«Можно достаточно уверенно утверждать, что офис сохранит за собой роль центра корпоративной культуры, где проходят встречи и обмен идеями, где запускаются новые проекты и закрываются старые, где молодые сотрудники перенимают опыт «старожилов». Во-вторых, переходя в рассуждениях в практическую плоскость, можно ожидать сокращения размера офисов, арендуемых компаниями. Это будет связано со снижением деловой активности в целом и с негативными экономическими тенденциями. Ну и наконец, увеличивающийся объем предложения совместно с текущей вакансией приведет к более гибкой ценовой политике со стороны собственников недвижимости. А растущее количество операторов офисных пространств совместного использования (co-working) сделает класс «А» доступным для небольших компаний, которые ранее не рассматривали такой вариант


Теги: