Чемпионы года

Футбол помог гостиничному рынку стать рекордсменом

Как и предсказывали специалисты, благодаря чемпионату мира по футболу 2018 год стал очень удачным для российского гостиничного рынка. Был установлен рекорд по приросту числа новых брендированных номеров — 5,7 тыс., причем 60% от этого количества приходится на города, принимавшие матчи. Лидером по вводу ожидаемо стала Москва, где рынок увеличился более чем на 1,7 тыс. номеров. Более половины новых номеров в столице (56%) относятся к высокому сегменту (аналог более привычных читателю четырех «звезд»), на втором месте — эконом-сегмент (21%). В регионах 52% нового предложения относятся к среднему сегменту, или трем «звездам». Надо отметить, что в этом году гостиничные операторы оказались на удивление точны в прогнозах: отклонение от заявленного ввода номерного фонда составило всего 5% (в декабре прошлого года на 2018 было анонсировано около 6 тыс. номеров).

Среди операторов на 1-е место по объему открытий вышел международный бренд с российскими «корнями» Azimut Hotels, который увеличил свой фонд почти на 1,3 тыс. номеров. Оператор продолжает продвигаться в российские регионы, в том числе в такие «нестандартные» города, как Кызыл, Мирный, Небуг и другие. На втором месте — AccorHotels (более 1 тыс. номеров, включая «ibis Домодедово», ребрендинг So by Sofitel в Петербурге и «Mercure Саранск»). Замыкает тройку InterContinental Hotel Group (906 номеров, крупнейшие открытия — «Holiday Inn Express Садовая, Санкт-Петербург» и «Holiday Inn Express Шереметьево, Москва»).

Разумеется, основные надежды отельеров были связаны с чемпионатом мира, и мундиаль действительно окажет влияние на операционные показатели 2018 года. Если говорить о рынках двух «столиц», то в наибольшей степени футбольный эффект скажется на среднегодовом тарифе, который покажет двузначный прирост к 2017 году. Среднегодовая загрузка также отразит динамику, зафиксированную в июне-июле. Однако отели Санкт-Петербурга не смогли сохранить высокие показатели загрузки до конца года, тогда как московским гостиницам это удалось.

По нашему прогнозу, среднегодовая загрузка гостиниц Москвы в 2018 году достигнет наивысшего за пять лет значения — 75% (плюс 1,8 п.п. по сравнению с 2017 годом). Средний тариф (ADR) в столице вырастет на 34% и составит 10,2 тыс. руб. В то же время в Санкт-Петербурге загрузка снизится до минимального уровня за последние четыре года — 61%. При этом средний тариф в Петербурге вырастет на 17%, до рекордных 7,3 тыс. руб.

Мы ожидаем, что в будущем году гостиничные бренды откроют объекты на 3,8 тыс. номеров. Это примерно на треть ниже результата уходящего года, но это падение объясняется очень активным вводом отелей в период подготовки к чемпионату мира. При этом заявленный на 2019 год объем превышает результаты других предшествующих лет.

Среди операторов больше всего открытий заявляет Marriott International — 1,6 тыс. номеров, далее идут Azimut Hotels (820 номеров) и IHG (586 номеров).

На рынках городов, принимавших ЧМ, ожидается замедление темпов ввода. Так, в Москве выйдет «всего» 1,1 тыс. номеров, половина из них вновь в высоком сегменте. В регионах по-прежнему будет доминировать средний сегмент.

Рекордные тарифы 2018 года останутся для российских отельеров приятным воспоминанием. Мы предполагаем, что в 2019 году столичные гостиницы будут стремиться сохранить достигнутые в год чемпионата высокие показатели загрузки, при этом обеспечив рост среднего тарифа, но уже по сравнению с более «спокойным» 2017 годом. В Санкт-Петербурге в следующем году не ожидается крупных международных мероприятий, помимо регулярного ПМЭФ. Поэтому мы ожидаем, что основные усилия игроков рынка будут сконцентрированы на повышении загрузки.

Теги: