Закупки с сюрпризом

Закупки с сюрпризом

Закупки с сюрпризом

Эффективность защиты предпринимателя при проведении закупочных процедур зависит от оперативности действий и профессионализма юристов

Максим Никонов, ведущий юрист юридического бюро «Бизнес Эксперт»:

410 Колонка_Никонов 2.jpg

Одним из наиболее привлекательных для бизнеса способов предложения своих товаров (работ, услуг) является участие в публичных закупках. Для предпринимателей это отличная возможность получить доступ к крупным проектам, найти новых покупателей и повысить уровень доходов. Чтобы стать стороной контракта, потенциальные поставщики, подрядчики и исполнители принимают участие в серии процедур, проводимых заказчиками в рамках закупочной деятельности (торги в форме конкурсов либо аукционов, запрос ценовых котировок и др.).

Данные процедуры в России имеют четкое правовое регулирование, основными инструментами которого выступают федеральные законы от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Вместе с тем, несмотря на строгость действующего законодательства, на пути к заключению контракта участника закупки могут ожидать неприятные сюрпризы, связанные с недобросовестными действиями самого заказчика, закупочной комиссии или иных участников. При этом времени на ответные действия крайне мало, поскольку сроки проведения закупок строго ограничены.

В связи с этим возникает необходимость оперативного поиска и использования таких правовых механизмов, которые позволят обеспечить открытость и справедливость проводимых процедур. Одним из наиболее эффективных способов защиты прав участника является обращение с жалобой на действия заказчика в Федеральную антимонопольную службу.

Важно понимать, что благоприятный результат рассмотрения жалобы зависит от многих факторов. Жалоба, принимаемая к рассмотрению, должна содержать ряд обязательных положений, регламентированных статьей 105 федерального закона №44-ФЗ. Она должна быть законодательно и фактически обоснованной, логически стройной и подтвержденной документально. Жалоба должна быть подписана подающим ее лицом или его представителем. Необходимо также соблюсти сроки обжалования.

После принятия жалобы в производство ФАС может приостановить проведение закупки, истребовать материалы у заказчика и по результатам рассмотрения выдать предписание для устранения допущенных нарушений законодательства.

Обратим особое внимание на то, что большинство статьей из главы 7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, касающихся сферы закупок, предусматривают наложение штрафов непосредственно на чиновников (а не на учреждение), угроза такого наказания обладает неплохим дисциплинирующим воздействием на закупочную комиссию.

Однако в определенных ситуациях административное обжалование либо невозможно, либо нецелесообразно. Речь идет о некоторых случаях определения победителя закупки (например, когда спор касается качественных характеристик предмета договора), конфликтах при приемке и оплате, внесении предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков и ряда других ситуаций. В таких случаях для восстановления нарушенных прав потребуется обращение в арбитражный суд.

По ходатайству заявителя суд может принять обеспечительные меры, которые не позволят заказчику до окончания рассмотрения дела заключить контракт с иным участником, организовать повторное размещение того же заказа и т. п. если во время рассмотрения спора заказчик успел отдать подряд другому участнику, то только по результатам судебного разбирательства предпринимателю можно добиться перевода прав по контракту на себя, а также взыскать с заказчика убытки, причиненные его действиями.

Судебное обжалование требуется и в тех случаях, когда разногласия возникают в ходе исполнения контракта. В таких ситуациях важно максимально обезопасить себя, используя те уведомительные и претензионные механизмы, которые предусмотрены действующим законодательством. В частности, не все подрядчики своевременно используют механизм приостановления сроков выполнения работ по контракту, предусмотренный статьей 716 Гражданского кодекса РФ, которая позволяет избежать штрафных санкций за просрочку исполнения договора.