Восточный экспресс

Восточный экспресс

В Северной столице собираются строить вторую в городе скоростную магистраль

Петербург планирует приступить к строительству Восточного скоростного диаметра (ВСД), который может стать одним из крупнейших и дорогих городских транспортных инвестпроектов. В создание второй по счету скоростной магистрали в Северной столице, предварительная стоимость которой оценивается в 160 млрд рублей, уже собираются вложиться Евразийский банк развития и ВТБ. Новая магистраль протяженностью 21,9 км с новым мостом через Неву в створе улиц Фаянсовая—Зольная и десятью транспортными развязками должна в результате соединить между собой уже существующие Западный скоростной диаметр (ЗСД) и Кольцевую автодорогу (КАД). Проект поддержал и вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин, который отметил, что «умный город начинается с умного транспорта, а умный транспорт возможен только при развитой улично-дорожной сети, при наличии магистралей непрерывного движения и грамотного дорожного управления».

То влево, то вправо

На самом деле, к выводу, что для улучшения транспортной составляющей в Петербурге необходимо создать целый каркас скоростных автодорог, специалисты Комитета по развитию транспортной инфраструктуре (КРТИ) пришли еще пять лет назад, когда проанализировали плотность улично-дорожной сети и протяженность городских магистралей. Тогда же по заданию Смольного специалисты АО «ЗСД» разработали и трассировку будущей скоростной дороги. Согласно представленной тогда схеме, трасса ВСД должна была начинаться от ЗСД в районе Благодатной улицы, пролегать по полосе отвода северного железнодорожного полукольца с подключением к КАД в районе деревни Кудрово в Ленобласти. В дальнейшем планировалось ее продление до Мурманского шоссе. Также первоначальный вариант трассировки ВСД предполагал прохождение трассы по Зольной улице, пробивку проспекта Пятилеток и ее продолжение в пересечении улиц Кржижановского и Коллонтай. Чтобы не переносить здания исправительной колонии №7, вставшие на пути магистрали, транспортники приняли решение изменить маршрут, пустив трассу через ЖК «Ладожский парк». Однако за последнее время трассировка проекта менялась уже не один раз. В КРТИ объясняют это оптимизацией решений, направленной на минимизацию сноса и изъятий объектов недвижимости, а также текущей позицией всех заинтересованных организаций — таких, как РЖД.

Так, в процессе работы над проектом выяснилось, что у РЖД есть свои виды на полосу отвода железнодорожных путей — их предполагается задействовать для строительства «открытого метро». Поэтому на юге города Восточному радиусу пришлось подвинуться. На севере против строительства скоростной магистрали выступили жители двух районов — Невского и Красногвардейского. Их беспокоит близость автомобильной трассы к жилым домам. Кроме того, на пути магистрали встает еще один сложный участок: Ладожский вокзал. В том месте, где должна была пройти ВСД, по Генплану отведено место под будущий транспортно-пересадочный узел.

Развязать и пробить

Официальную позицию города по вопросам трассировки ВСД озвучил Игорь Албин. По его словам, после протестов жителей Невского района магистраль было решено отодвинуть от ЖК «Ладожский парк» влево. Смольный также отказался от развязки в районе Индустриального проспекта. Зато предложил вместо моста в створе улиц Фаянсовой и Зольной построить тоннель. «Дело в том, что мост должен быть неразводным, а значит, под ним будет никак не меньше 30 м. Плюс дорожное покрытие, балюстрада, инженерные сооружения — в общем, получается метров сорок. Конечно, это чуть в стороне от исторического центра Петербурга, и на подобные высоты здесь вполне можно согласиться, но неподалеку железнодорожный Финляндский мост, построенный в начале ХХ века и являющийся памятником культурного наследия. И новая переправа может подпортить вид на чудо инженерной и дизайнерской мысли», — считает Игорь Албин. Единственное препятствие — стоимость такого объекта, ведь подземное строительство всегда дороже. Однако эксперты посчитали, что удорожание на 3-4 миллиарда рублей для проекта, стоящего сотни миллиардов, — это немного. И хотя идея прорыть для будущей автотрассы тоннель под Невой вызвала споры и возражения, от нее окончательно еще не отказались. Как отмечают в Комитете по развитию транспортной инфраструктуры, не стоит относиться к нынешним решениям по трассировке ВСД как к чему-то окончательному. Учитывая плотность застройки и наличие «проблемных» объектов, предложение построить тоннельный переход не выглядит неосуществимым.

Начало стройки не за горами

В планах Смольного в конце 2017 года начать проектирование ВСД. В 2019 году — приступить к строительству. В 2023 году — ввести трассу в эксплуатацию. В обновленном виде общая протяженность широтной магистрали составит 22 км, из которых 14,5 км пройдут по территории Санкт-Петербурга. Ранее назывались цифры 17,6 км и 18,5 км. Ширина дороги составит от 6 до 8 полос, расчетная скорость движения — 140 км/ч. Интенсивность движения, как ожидается, будет 60-82 тыс. автомобилей в сутки. Приблизительная стоимость объекта выросла до 160 млрд рублей. Претерпела изменения и очередность реализации проекта. Если раньше трассу планировали строить с востока на запад, то теперь ровно наоборот. Первый этап строительства — от ЗСД до Витебского проспекта, второй — от Витебского до Союзного проспекта. Третий, самый сложный, участок — от Союзного проспекта до границы города, вызывающий больше всего вопросов и у самих чиновников, будут строить в самую последнюю очередь. Готовить проекты трассы на первые два участка ВСД будет компания «Институт «Стройпроект». Конкурс на разработку ППТ для третьего этапа новой скоростной магистрали КРТИ намерен объявить до конца 2017 года. Проекты планировки территорий, как обещают чиновники, впоследствии будут вынесены на общественные слушания.