В начале трудных дел

В начале трудных дел

Минстрой России неплохо сработал в 2018 году, но впереди не менее сложные задачи

Во вторник, 2 апреля, в Мо­скве прошла итоговая кол­легия Минстроя России. На заседании были подве­дены итоги работы ведом­ства в 2018 году и намечены за­дачи на ближайшую перспекти­ву. В своем вступительном слове вице-премьер правительства России Виталий Мутко отметил, что прошедший год стал уни­кальным как с политической, так и с экономической точки зре­ния. Были определены нацио­нальные цели развития России на ближайшие шесть лет, в их числе — увеличение объемов ввода и жилья и существенное улучшение жилищных условий россиян. Инструменты достиже­ния этих целей — госпрограмма «Обеспечение доступным и ком­фортным жильем и коммуналь­ными услугами граждан РФ» и национальный проект «Жилье и городская среда». «Воплощение в жизнь этого нацпроекта — наша общая задача, — заявил ви­це-премьер, — но координирую­щая роль — за Министерством строительства и жилищно-ком­мунального хозяйства».

Стройка внесла вклад

Виталий Мутко особо подчер­кнул, что 50-60% всех нацпро­ектов — это инвестиции в стройку. Строительство оказы­вает заметное влияние на раз­витие национальной экономи­ки. Общий объем строитель­ных работ в РФ превысил в ми­нувшем году восемь триллио­нов рублей (8,4 трлн), увели­чившись более чем на 5% по сравнению с предыдущим го­дом. Доля валовой добавлен­ной стоимости продукции строительства в общем объеме ВВП за 2018 год — 6%. Стройка внесла ключевой положитель­ный вклад в динамику ВВП в 2018 году (+4,7%). «Значит, необходимо создавать более благоприятные условия для ра­боты в отрасли», — отметил он.

При этом, по мнению ви­це-премьера, необходимо воз­вращать соответствующие ком­петенции в Минстрой. «Поэто­му займемся развитием техре­гулирования, это один из клю­чевых факторов создания усло­вий для внедрения инноваци­онных технологий в проектиро­вании и строительстве», — зая­вил Виталий Мутко. По его сло­вам, на сегодняшний день не решены проблемы с разработ­кой и утверждением федераль­ными органами власти норма­тивных технических докумен­тов. Это приводит к разночте­ниям в требованиях по безопас­ности зданий и сооружений, их дублированию.

«Здесь будем действо­вать в рамках общей системы «регуляторной гильотины», которая позволит актуа­лизировать обязательные требования и избавиться от устаревших, — заявил Мутко. — Также необходимо завер­шить реформу ценообразования в стро­ительной отрасли. Чтобы обеспечить для застройщиков поэтапный и безбо­лезненный переход на ресурсный метод определения сметной стоимости строи­тельства — разработаны поправки в Градостроительный кодекс. Они позво­лят использовать базисно-индексный метод ценообразования в течение пе­реходного периода».

Касаясь темы увеличения объемов жилстроительства, Виталий Мутко ска­зал, что для этого нужно активизиро­вать работу по подготовке земельных участков с инженерной инфраструкту­рой. Кроме того, предстоит завершить переход на проектное финансирова­ние. Вице-премьер признал, что это может вызвать некоторые негативные эффекты на рынке, но в среднесрочной перспективе создаст прозрачные и по­нятные всем правила игры. «При этом мы хотим минимизировать риски для бизнеса, для чего прорабатываем воз­можность предоставлять застройщи­кам проектное финансирование, в том числе с участием АО «БАНК ДОМ.РФ», под поручительство Фонда защиты прав граждан — участников долевого строительства», — сообщил вице-пре­мьер.

Зампред правительства также на­помнил, что в этом году стартует новая программа по расселению аварийного жилфонда. В период 2019-2024 годов необходимо переселить свыше полу­миллиона человек (530,9 тыс.) из более чем 9,5 млн кв. метров. «Одновременно Минстрой должен уточнить принципы расселения аварийного жилфонда, — сказал вице-премьер. — Речь идет о со­вершенствовании механизма развития застроенных территорий, уточнении критериев отнесения к аварийному жи­лью, создании специализированного муниципального жилого фонда, кото­рый будет предоставлять квартиры гражданам из аварийных домов — на условиях найма. Проект соответствую­щего закона должен быть внесен в Госдуму в первом полугодии 2019 года».

BIM — да, адмбарьерам — нет

С докладом о результатах деятельности Минстроя России в 2018 году на колле­гии выступил глава ведомства Владимир Якушев. Глава ведомства отметил, что с точки зрения кассового исполнения гос­программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и жилищно-комму­нальными услугами граждан РФ» мини­стерство продемонстрировало неплохой результат — 105,1 млрд рублей, что со­ставило 97,1% от утвержденных бюджет­ных назначений. Неплохо, по словам Владимира Якушева, сработало мини­стерство и по программе обеспечения жильем отдельных категорий граждан. Муниципалитеты предоставили бесплат­но многодетным семьям 72 тысячи зе­мельных участков. Жилье получили 1482 ветерана Великой Отечественной войны и члены их семей. Решен жилищный во­прос по 1691 ветерану боевых действий и членам их семей. 1500 инвалидов и се­мей, имеющих детей-инвалидов, также были обеспечены федеральным финан­сированием. Жилищные сертификаты получили 190 молодых ученых, а из вет­хого жилья в зоне БАМа переселены свы­ше 400 семей.

Говоря о мерах по стимулированию развития строительства жилья, министр сообщил, что в прошлом году средства федерального бюджета были распределе­ны на строительство объектов инфра­структуры 103 проектов жилищного строительства. Значительно возросла до­ступность ипотечного жилищного кре­дитования. В 2018 году ставка по ипотеке достигала своего исторического мини­мума — 9,56%. Было выдано 1,5 миллио­на ипотечных кредитов на сумму более 3 триллионов рублей, что на 35% выше аналогичного периода 2017 года в коли­чественном и на 49% выше в денежном выражении. Всего с ипотекой в 2018 году зарегистрировано 56% всех договоров долевого участия в новостройках (в 2017 году — 49%), а на вторичном рынке — 50% (в 2017 году — менее 30%).

Говоря о работе по сокращению ад­министративных процедур и улучше­нию инвестиционного климата в строи­тельстве, министр остановился на экс­перименте по предоставлению услуг по технологическому присоединению к се­тям инженерного обеспечения в элек­тронном виде по принципу «одного ок­на». Он стартовал в 2018 году, и пока в нем участвуют только три региона — Москва, Московская область и Санкт-Пе­тербург. Но результаты эксперимента свидетельствуют, что необходимо рас­ширить географию его участников, пре­доставив возможность включиться в не­го и другим регионам.

Другой важной новацией стала в ми­нувшем году разработка законопроекта по внедрению информационного моде­лирования в строительстве. Сейчас этот документ находится на межведомствен­ном согласовании. Впервые в Градо­строительном кодексе вводится понятие информационного моделирования, ин­формационной модели. Кроме того, бу­дет создана единая государственная от­раслевая цифровая платформа, инте­грированная с государственными ин­формационными системами обеспече­ния градостроительной деятельности регионов и государственными инфор­мационными системами. Она позволит обеспечить накопление, хранение, ана­лиз и обмен данными об объектах кап­строительства на протяжении всего жизненного цикла, а также поддержку бизнес-процессов, государственных функций и услуг в рамках управления жизненным циклом объектов с приме­нением технологии информационного моделирования.

Перейдя к вопросам ценообразова­ния, Владимир Якушев подчеркнул, что переход на ресурсный метод определе­ния сметной стоимости строительства будет осуществляться поэтапно, с сохра­нением действующего базисно-индекс­ного метода. «Только после тщательного моделирования и апробирования на пи­лотных проектах и обеспечения эффек­тивного функционирования ФГИС ЦС в части наполнения данными ресурсный метод может быть использован для всех бюджетных строек», — заявил Влади­мир Якушев. Он обозначил и конкрет­ные сроки этой работы. С 1 января 2021 года Минстрой планирует апробировать ресурсную модель с возможностью определения сметной стоимости строи­тельства ресурсно-индексным методом по отдельным ресурсам. А с 1 января 2022 года планируется полноценное применение ресурсного метода с приме­нением сметных цен строительных ре­сурсов, определенных на основании ре­зультатов государственного мониторин­га цен строительных ресурсов непосред­ственно от производителей и размещае­мых во ФГИС ЦС.

Еще одной важной и востребованной частью работы министерства Владимир Якушев считает совершенствование ин­ститута экономически эффективной проектной документации повторного использования. По его мнению, работа по заполнению реестра проектов по­вторного применения идет достаточно эффективно — в среднем в месяц он по­полняется на 60 новых проектов, а всего в реестре сейчас 958 проектов. Из них целесообразно отобрать несколько ва­риантов самых удачных по функцио­нальным, техническим и экономиче­ским показателям проектов, при необ­ходимости доработать их и предложить четкий ассортимент наиболее востребо­ванных видов, например, школ. Этот перечень типовых решений, который будет актуализироваться, предлагается сделать составной частью реестра. «Ак­туализация типовых решений необходи­ма для приведения их в соответствие с изменениями нормативно-технической базы, этим будет заниматься одно из подведомственных Минстрою учрежде­ний», — сообщил глава Минстроя.


95% составил уровень собираемости взносов на капитальный ремонт в 2018 году (на 3,1% выше показателя 2017 года), это свидетельствует о возросшем доверии граждан к программе


Справочно:

В 2018 году в реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» приняли участие более трех тысяч муниципальных образований. По итогам народного голосования было отобрано 1545 общественных пространств (33% от количества вынесенных на голосование). Благоустроено 23 тысячи территорий — дворов, парков, общественных пространств. При этом Минстрой уделяет особое внимание благоустройству малых городов и исторических поселений.


Справочно:

По данным Росстата, в 2018 году общий объем ввода жилья составил 75,66 млн кв. метров, что на 5% меньше, чем в 2017 году. Этот спад объясняется вводом площадок кризисного 2014 года. Актуальной остается и проблема обманутых дольщиков. В минувшем году из перечня «проблемных» удалось исключить 239 объектов, однако за тот же период времени в него добавились еще 303 объекта.