Торг уместен

Как выжить ритейлу в условиях «коронавирусного» кризиса

Россиянам строго рекомендовано не выходить из дома, торговые центры ограничены в работе, операторы стрит-ритейла ушли на вынужденные каникулы. Что будет с рынком торговой недвижимости, кто пострадает особенно сильно, а кому удастся восстановиться легче других, «Стройгазете» рассказал генеральный директор консалтинговой компании DNA Realty Антон Белых.

Screenshot_1.png

Когда все выйдут на улицы после карантина, мы увидим пестрящую разноцветными баннерами «Аренда» Москву. Впрочем, часть из них провисит не слишком долго, а сливки с нового рынка снимут те ритейлеры и собственники, которые первыми поймут, что реальность радикально изменилась. И сумеют под нее подстроиться. Остальным же придется еще долго любоваться выцветшей на солнце чужих побед рекламой со своими номерами телефонов.

Сейчас во многих чатах и профильных группах в социальных сетях разного рода эксперты справляют панихиду по рынку торговой недвижимости, который если еще не умер, то уж точно скоро умрет. А тут еще и представители онлайн-ритейла пытаются пнуть лежащий на боку большой рынок и доказать всем, что торговая недвижимость и традиционный ритейл умерли безвозвратно и реанимации не подлежат — забыв, что, по сути, они являются одним целым.

Во многих мировых религиях присутствует вера в реинкарнацию, когда после смерти одной физической оболочки душа сразу же возрождается в другой и только выход из колеса перерождений в нирвану способен прервать этот процесс. Но до нирваны рынку торговой недвижимости и оффлайн-ритейла еще очень и очень далеко. Предсказать, в какой именно физической оболочке возродятся эти рынки, достаточно сложно — но можно попробовать.

***

Кризис-2020 — не обычный финансовый кризис, к которым уже привыкли все граждане России. Закрытые на карантин мегаполисы, пустые улицы, пугающие картинки с севера Италии и из других стран и цифры-цифры-цифры сделали свое дело: страх засел в головах глубоко и надолго.

Следствием карантина и закрытия города станет гибель и разорение тысяч компаний малого и среднего бизнеса. Возможно, мы увидим даже падение ряда мастодонтов, которые оказались не готовы быстро перестроиться под новую реальность. Самый сильный удар, конечно, пришел по рынку ритейла: сначала из-за ограничительных мер, а затем и из-за карантина вынуждены были закрыться многочисленные салоны красоты, рестораны и бары, цветочные салоны, химчистки, булочные, кофейни и другие операторы. Выжили и сохранили право работать продуктовые магазины, алкомаркеты и аптеки, которые тоже потеряли выручку, но сохранили клиентуру.

Помимо этого, на ритейл влияет продолжающееся уже 6 лет падение доходов населения, которое сейчас только усугубилось и усугубится еще сильнее. Миллионы безработных граждан, вынужденных выживать на МРОТ — это уже не «пессимистичный сценарий развития ситуации», а наша будущая реальность. Банкротства компаний из самых разных сфер временно оставят без работы миллионы человек, которые не смогут покупать ничего сверх необходимого минимума, а значит и потребность в торговых операторах и площадях сильно сократится. Но не исчезнет вовсе!

Онлайн-ритейлеры, чем бизнес в основном сконцентрирован на продаже брендовой одежды и обуви по не самым низким ценам, зря устраивают сейчас пирушки ждут стабильных сверхприбылей. Вполне возможно, что на фоне падения доходов населения они получат по носу от магазинов типа «Смешные цены» и секонд-хендов, у которых зачастую нет даже сайта в интернете и пафосной странички в Инстаграмме, зато есть почти те же самые товары втрое и более дешевле. Зачастую владельцы этих магазинов из средств связи используют только мессенджер, но при этом они умеют «решать вопросы» и открывать свои магазины там, где они больше всего нужны с минимумом вложений.

Всевозможные сервисы доставки, которые также позиционируют себя как панацею от вируса, работают даже в Москве за редким исключением из рук вон плохо, а в небольшой деревне в Воронежской области их функции выполняют местные таксисты, которые привозят за 100 рублей все, что нужно людям, из ближайшего супермаркета.

Даже в радикально изменившемся постапокалиптическом мире мы все точно так же продолжим ходить в ближайшие магазин за продуктами, в аптеку за лекарствами, в булочную за кофе и круассаном, в химчистку, оптику, магазин хозтоваров или одежды, будем заезжать за цветами для любимой перед свиданием, да и в небольшой районный торговый центр с «Перекрестком» или «Пятерочкой» и десятком других магазинов товаров повседневного спроса, заказывать которые в интернете нам не придет и в голову. Просто нужно их будет не так много, как раньше.

***

Сильнее всего от кризиса пострадают большие торговые центры, fashion-retail, а также рестораны и кафе сегментов «средний» и «средний+». Для них действительно все происходящее сейчас больше похоже на апокалипсис, чем на кризис. По моим прогнозам, в крупных и не самых удачных торговых центрах закроется от 20 до 50% операторов в моменте, а ресторанный бизнес недосчитается примерно 30-40% заведений. Тем не менее, как и всегда, будут здесь и островки роста. О них и поговорим.

Помимо продуктовых магазинов, магазинов одной цены, «смешных цен», алкомаркетов и аптек, будущее которых вполне оптимистично, такими островками стабильности станут local-бары, которые активно открывались до кризиса и становились местом сбора всех жителей района или просто тусовки единомышленников. Просто представьте, что после нескольких недель полной или частичной изоляции, соскучившиеся по живому общению и знакомствам люди кинутся в такие небольшие заведения, чтобы лично увидеться с любимым барменом, соседом или просто приятелями, с которыми их разлучил карантин. Еще одной тихой гаванью станут салоны красоты, парикмахерские и т.д., куда также выстроятся очереди. Другое дело, что люди вынуждены будут экономить и будут заказывать только необходимые процедуры, но подстричься онлайн, очевидно, невозможно. Обязательно выживут фудкорты в торговых центрах, куда люди, уставшие за время карантина от гречки с тушенкой, пойдут отвести душу за разумные деньги. То же самое ждет пекарни, булочные, кофейни и т.д.

Из торговых центров самыми стабильными и быстро оживающими станут небольшие объекты «у дома»: районные и микрорайонные ТЦ площадью до 10 000 кв. метров. Пока большие торговые центры будут отпугивать людей не только риском подцепить какой-нибудь вирус, но и пустыми витринами закрывшихся магазинов, районные объекты продолжат удовлетворять повседневные и обязательные потребности населения в товарах, услугах и минимальном досуге. А там, глядишь, потихоньку пройдет страх, начнут восстанавливаться компании, расти зарплаты и уже через год ситуация стабилизируется — насколько это вообще будет возможно после такого удара.

***

Рынок торговой недвижимости и традиционного ритейла, можно сказать, получил инфаркт — но инфаркт не всегда приговор. Другое дело, что восстановление займет чуть больше времени, чем хотелось бы всем игрокам.

Главное же, что в новой реальности выживут те собственники и арендаторы, которые сумеют договариваться и находить между собой общий язык: снижать ставки аренды; обращаться к грамотным консультантам; не спекулировать на кризисе и не требовать скидок больших, чем необходимо для выживания; соглашаться на процент от оборота вместо фиксированной аренды. Это будет рынок партнеров, а не антагонистов. А остальным, кто этого еще не понял, придется просто уныло смотреть на выцветающие под ярким солнцем нового мира свои баннеры с надписью «Аренда» или прятаться от кредитов где-нибудь в Лесото.