Как выжить ритейлу в условиях «коронавирусного» кризиса
Россиянам строго рекомендовано не выходить из дома, торговые центры ограничены в работе, операторы стрит-ритейла ушли на вынужденные каникулы. Что будет с рынком торговой недвижимости, кто пострадает особенно сильно, а кому удастся восстановиться легче других, «Стройгазете» рассказал генеральный директор консалтинговой компании DNA Realty Антон Белых.
Когда все выйдут на улицы после карантина, мы увидим пестрящую разноцветными баннерами «Аренда» Москву. Впрочем, часть из них провисит не слишком долго, а сливки с нового рынка снимут те ритейлеры и собственники, которые первыми поймут, что реальность радикально изменилась. И сумеют под нее подстроиться. Остальным же придется еще долго любоваться выцветшей на солнце чужих побед рекламой со своими номерами телефонов.
Сейчас во многих чатах и профильных группах в социальных сетях разного рода эксперты справляют панихиду по рынку торговой недвижимости, который если еще не умер, то уж точно скоро умрет. А тут еще и представители онлайн-ритейла пытаются пнуть лежащий на боку большой рынок и доказать всем, что торговая недвижимость и традиционный ритейл умерли безвозвратно и реанимации не подлежат — забыв, что, по сути, они являются одним целым.
Во многих мировых религиях присутствует вера в реинкарнацию, когда после смерти одной физической оболочки душа сразу же возрождается в другой и только выход из колеса перерождений в нирвану способен прервать этот процесс. Но до нирваны рынку торговой недвижимости и оффлайн-ритейла еще очень и очень далеко. Предсказать, в какой именно физической оболочке возродятся эти рынки, достаточно сложно — но можно попробовать.
***
Кризис-2020 — не обычный финансовый кризис, к которым уже привыкли все граждане России. Закрытые на карантин мегаполисы, пустые улицы, пугающие картинки с севера Италии и из других стран и цифры-цифры-цифры сделали свое дело: страх засел в головах глубоко и надолго.
Следствием карантина и закрытия города станет гибель и разорение тысяч компаний малого и среднего бизнеса. Возможно, мы увидим даже падение ряда мастодонтов, которые оказались не готовы быстро перестроиться под новую реальность. Самый сильный удар, конечно, пришел по рынку ритейла: сначала из-за ограничительных мер, а затем и из-за карантина вынуждены были закрыться многочисленные салоны красоты, рестораны и бары, цветочные салоны, химчистки, булочные, кофейни и другие операторы. Выжили и сохранили право работать продуктовые магазины, алкомаркеты и аптеки, которые тоже потеряли выручку, но сохранили клиентуру.
Помимо этого, на ритейл влияет продолжающееся уже 6 лет падение доходов населения, которое сейчас только усугубилось и усугубится еще сильнее. Миллионы безработных граждан, вынужденных выживать на МРОТ — это уже не «пессимистичный сценарий развития ситуации», а наша будущая реальность. Банкротства компаний из самых разных сфер временно оставят без работы миллионы человек, которые не смогут покупать ничего сверх необходимого минимума, а значит и потребность в торговых операторах и площадях сильно сократится. Но не исчезнет вовсе!
Онлайн-ритейлеры, чем бизнес в основном сконцентрирован на продаже брендовой одежды и обуви по не самым низким ценам, зря устраивают сейчас пирушки ждут стабильных сверхприбылей. Вполне возможно, что на фоне падения доходов населения они получат по носу от магазинов типа «Смешные цены» и секонд-хендов, у которых зачастую нет даже сайта в интернете и пафосной странички в Инстаграмме, зато есть почти те же самые товары втрое и более дешевле. Зачастую владельцы этих магазинов из средств связи используют только мессенджер, но при этом они умеют «решать вопросы» и открывать свои магазины там, где они больше всего нужны с минимумом вложений.
Всевозможные сервисы доставки, которые также позиционируют себя как панацею от вируса, работают даже в Москве за редким исключением из рук вон плохо, а в небольшой деревне в Воронежской области их функции выполняют местные таксисты, которые привозят за 100 рублей все, что нужно людям, из ближайшего супермаркета.
Даже в радикально изменившемся постапокалиптическом мире мы все точно так же продолжим ходить в ближайшие магазин за продуктами, в аптеку за лекарствами, в булочную за кофе и круассаном, в химчистку, оптику, магазин хозтоваров или одежды, будем заезжать за цветами для любимой перед свиданием, да и в небольшой районный торговый центр с «Перекрестком» или «Пятерочкой» и десятком других магазинов товаров повседневного спроса, заказывать которые в интернете нам не придет и в голову. Просто нужно их будет не так много, как раньше.
***
Сильнее всего от кризиса пострадают большие торговые центры, fashion-retail, а также рестораны и кафе сегментов «средний» и «средний+». Для них действительно все происходящее сейчас больше похоже на апокалипсис, чем на кризис. По моим прогнозам, в крупных и не самых удачных торговых центрах закроется от 20 до 50% операторов в моменте, а ресторанный бизнес недосчитается примерно 30-40% заведений. Тем не менее, как и всегда, будут здесь и островки роста. О них и поговорим.
Помимо продуктовых магазинов, магазинов одной цены, «смешных цен», алкомаркетов и аптек, будущее которых вполне оптимистично, такими островками стабильности станут local-бары, которые активно открывались до кризиса и становились местом сбора всех жителей района или просто тусовки единомышленников. Просто представьте, что после нескольких недель полной или частичной изоляции, соскучившиеся по живому общению и знакомствам люди кинутся в такие небольшие заведения, чтобы лично увидеться с любимым барменом, соседом или просто приятелями, с которыми их разлучил карантин. Еще одной тихой гаванью станут салоны красоты, парикмахерские и т.д., куда также выстроятся очереди. Другое дело, что люди вынуждены будут экономить и будут заказывать только необходимые процедуры, но подстричься онлайн, очевидно, невозможно. Обязательно выживут фудкорты в торговых центрах, куда люди, уставшие за время карантина от гречки с тушенкой, пойдут отвести душу за разумные деньги. То же самое ждет пекарни, булочные, кофейни и т.д.
Из торговых центров самыми стабильными и быстро оживающими станут небольшие объекты «у дома»: районные и микрорайонные ТЦ площадью до 10 000 кв. метров. Пока большие торговые центры будут отпугивать людей не только риском подцепить какой-нибудь вирус, но и пустыми витринами закрывшихся магазинов, районные объекты продолжат удовлетворять повседневные и обязательные потребности населения в товарах, услугах и минимальном досуге. А там, глядишь, потихоньку пройдет страх, начнут восстанавливаться компании, расти зарплаты и уже через год ситуация стабилизируется — насколько это вообще будет возможно после такого удара.
***
Рынок торговой недвижимости и традиционного ритейла, можно сказать, получил инфаркт — но инфаркт не всегда приговор. Другое дело, что восстановление займет чуть больше времени, чем хотелось бы всем игрокам.
Главное же, что в новой реальности выживут те собственники и арендаторы, которые сумеют договариваться и находить между собой общий язык: снижать ставки аренды; обращаться к грамотным консультантам; не спекулировать на кризисе и не требовать скидок больших, чем необходимо для выживания; соглашаться на процент от оборота вместо фиксированной аренды. Это будет рынок партнеров, а не антагонистов. А остальным, кто этого еще не понял, придется просто уныло смотреть на выцветающие под ярким солнцем нового мира свои баннеры с надписью «Аренда» или прятаться от кредитов где-нибудь в Лесото.