Запредельная адаптация

Запредельная адаптация

Офисный рынок отметился рекордами по ряду показателей

Консультанты рынка коммерческой недвижимости зафиксировали рекордный спрос на рынке офисных площадей Москвы. Количество новых сделок в четвертом квартале 2017 года впервые вернулось на докризисный уровень, что связано с частичной адаптацией к кризису. При этом три четверти сделок заключено за пределами Садового кольца.

Великое переселение

Как рассказали «Стройгазете» в отделе исследований Cushman & Wakefield, в течение последнего квартала 2017 года заключено 2900 сделок с офисными площадями объемом порядка 1,9 млн кв. метров. Значительная часть спроса реализована за счет приобретения зданий целиком, а также крупных блоков в бизнес-центрах. Такой всплеск интереса к аренде и покупке офисной недвижимости аналитики связывают с тем, что с прошлого пика переездов прошло пять лет. Кроме того, бизнес уже адаптировался к новым экономическим условиям, успел оптимизировать стратегии и готов принимать решения на стабилизировавшемся рынке.

В департаменте офисной недвижимости Knight Frank «СГ» сообщили, что общий объем сделок в сегменте составил по итогам года 964 тыс. кв. метров, что на 15% больше результатов 2016-го. Ранее аналитики Colliers отмечали, что общий объем сделок в офисном сегменте Москвы обновил рекорд 2014 года.

Пока не подорожало

При этом почти 45% всего годового объема сделок подписано в четвертом квартале, отмечают аналитики Knight Frank, добавляя, что причиной такой активности стали выгодные ставки и вероятность их активного роста в 2018-м. В Cushman & Wakefield «СГ» уточнили, что средневзвешенный долларовый эквивалент ставок аренды по сделкам, заключенным в 2017 г., составил 307 долларов за кв. метр в год. Это исторический минимум арендной ставки на офисы в Москве, подчеркнули аналитики компании. Средневзвешенный рублевый эквивалент составил 17 848 рублей за кв. метр в год.

Доля долларовых договоров в целом по рынку достигла исторического минимума, подчеркнула  аналитик отдела исследований Cushman & Wakefield.Мария Логутенко. В В-классе показатель составил лишь 1,2%., в классе А — 23%.

Прочь из центра

По статистике Knight Frank, 75% всего объема сделок с качественной офисной недвижимостью в 2017 году заключено за пределами Садового кольца. По сравнению с прошлым годом показатель вырос на 8 процентных пунктов. В Cushman & Wakefield подчеркивают, что лидером по спросу в последнем квартале прошлого года стал субрынок «Москва-Сити». Локальный объем предложения вырос на 239 тыс. кв. метров, при этом вакансия не увеличилась, поскольку новые объемы были быстро поглощены.

Как ранее писала «СГ», по данным аналитиков компании RRG, в декабре 2017 года на офисном рынке экспонировалось 718 объектов общей площадью 843 тыс кв.метров и общей стоимостью 156,3 млрд рублей. В тот же период общая площадь объектов, предлагаемых на продажу в центре Москвы, выросла на 23%. Объем предложения офисов на продажу в ЦАО по итогам декабря составил 102 объекта площадью 87 тыс кв. метров.

Аналитики Knight Frank отмечают также, что более половины всего объема сделок с офисными площадями в 2017 году пришлось на район Третьего транспортного кольца. Причиной в компании называют запуск Московского центрального кольца, увеличивший трафик и сделавший привлекательными для размещения офисов прилегающие к новой транспортной системе районы за ТТК.

Самые активные

По данным Cushman & Wakefield, наиболее активными категориями арендаторов в прошлом году были компании сферы IT, банки и финансовые организации, а также розничная торговля.

Директор департамента офисной недвижимости компании Knight Frank Константин Лосюков подчеркивает при этом, что в отличие от прошлых лет, когда профиль самых активных компаний был четко заметен на рынке, в 2017 году активность компаний из различных секторов экономики на рынке аренды и покупки офисов распределялась почти равномерно. Доли компаний банковского и финансового сектора, секторов технологии / медиа / телекоммуникаций и производства, некоммерческих организаций и компаний, предоставляющих услуги для бизнеса (сектор B2B), составили по 14-15%, отмечает эксперт.

Теги: