Мост в формате b2b

Мост в формате b2b

За платные мосты и дороги в северных регионах рассчитается бизнес

В Москве прошло заседа­ние думского Комитета по транспорту и строительству. Депутаты обсудили проект поправок к федеральному закону «Об авто­мобильных дорогах и о дорожной деятельно­сти в Российской Федерации и о внесении измене­ний в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Поправки, предложенные правитель­ством РФ, разрешают строительство в районах Крайнего Севера платных автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений (мостов) без обеспечения альтернативного бесплатного проезда. Напомним, что действующий закон № 257-ФЗ тре­бует обеспечить возможность альтернативного бес­платного проезда в том случае, если автомобильная дорога или ее участок используется на платной ос­нове. Однако, как сказано в пояснительной записке к законопроекту, эти ограничения делают невозможным использование механизмов государствен­но-частного партнерства для строительства автодо­рог в отдаленных и труднодоступных местностях. Поэтому, по словам первого заместителя министра транспорта РФ Иннокентия Алафинова, и возникла идея дать северным регионам право строить плат­ные дороги и мосты без бесплатной альтернативы. При этом законопроектом предусмотрено освобо­ждение от платы легковых автомобилей. Таким об­разом, получается, что за строительство дорог и мостов на Крайнем Севере, в конечном счете, будет рассчитываться бизнес.

Течет река Пур…

Одним из поводов к принятию поправок можно считать ситуацию с мостом через реку Пур в Яма­ло-Ненецком автономном округе. Река отделяет микрорайон Коротчаево города Новый Уренгой от поселка Уренгой. Автотранспортное сообщение между населенными пунктами осуществляется че­рез наплавной мост, находящийся в частной соб­ственности. Причем для легковых автомобилей проезд является бесплатным, а взимается плата только с грузовиков. Однако в период ледохода и ледостава движение по этому мосту прерывается. По действующему закону построить здесь платный капитальный мост нельзя. Но если проезд по мосту сделать бесплатным, найти инвестора для его строительства будет очень непросто, так как вер­нуть вложенные средства весьма проблематично.

Избранный в 2018 году губернатором ЯНАО Дмитрий Артюхов в своей предвыборной програм­ме пообещал предпринять усилия для реализации проекта строительства моста через Пур по схеме концессии. В декабре минувшего года правитель­ство ЯНАО подписало концессионное соглашение о строительстве моста через ООО «Региональная инфраструктурная компания» из Нового Уренгоя. Подрядчиком проекта выступило тюменское АО «Мостострой-11». В том же месяце неподалеку от понтонной переправы началось строительство ба­лочного моста длиной 1023 метра на 11 опорах, по двум полосам которого автомобили смогут ехать с максимальной скоростью 100 километров в час. Как говорится в сообщении пресс-службы правительства ЯНАО, «возможна экономически эффек­тивная реализация проекта на условиях концесси­онного соглашения с привлечением частных инве­стиций и полного их возврата за счет платы за проезд, взимаемой с грузовой и специальной тех­ники, при установлении тарифов на уровне не вы­ше тарифов действующих понтонных переправ». Однако, чтобы такая схема стала законной, необ­ходимо внести изменения в действующие доку­менты, и губернатор округа обратился в федераль­ный Минтранс с соответствующим ходатайством. В ведомстве прислушались к просьбе региона и поправки разработали.

Проект строительства платного моста через Пур вполне может оказаться экономически успеш­ным. Ведь переправа через реку обеспечит доступ к промышленным объектам и месторождениям в восточной части Ямала. Более 70% транспортного потока, следующего через мост, составляют авто­мобили, перевозящие грузы для нефтегазового комплекса и строительных компаний. Они факти­чески и оплатят строительство моста.

Цена билета

Депутаты в целом поддержали идею, но у них воз­никли вопросы, связанные с определением вели­чины платы за проезд по «безальтернативным» дорогам и мостам. Кто будет определять тарифную политику? В Минтрансе считают, что заниматься этим должен регион. Иннокентий Алафинов заме­тил, что субъект Федерации заинтересован в том, чтобы устанавливать экономически обоснованные тарифы. Ведь если регион установит заниженный тариф, который не позволяет «отбивать» вложения частного инвестора, то возникнут проблемы с реа­лизацией проектов.

С такой постановкой вопроса не согласился пер­вый заместитель председателя профильного комите­та Виталий Ефимов. По его мнению, если нет альтер­нативы, значит это «обязаловка», и по российским законам должна быть разработана и методика цено­образования. Другой участник дискуссии — депутат Александр Старовойтов высказался на этот счет еще категоричнее. Он считает, что методику определе­ния тарифов необходимо отработать до того, как принимать такой законопроект. А пока методики нет, депутат воздержится от голосования. И хотя большинством голосов участники заседания прого­лосовали за рассмотрение законопроекта в первом чтении, председатель комитета Евгений Москвичев предупредил представителя Минтранса, что методи­ка формирования цены должна быть разработана к рассмотрению законопроекта в последующем чте­нии. По мнению депутатов, нужны законодательные гарантии того, что стоимость проезда грузовых авто­мобилей по платным мостам и дорогам не возрастет значительно.


Справочно:

Статья 37. Обеспечение альтернативного бесплатного проезда транспортных средств (из закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации…»):

1. Решение об использовании автомобильной дороги или участка автомобильной дороги на платной основе может быть принято при условии обеспечения возможности альтернативного бесплатного проезда транспортных средств по автомобильной дороге общего пользования либо при условии обеспечения возможности альтернативного бесплатного проезда до ввода в эксплуатацию строящейся или реконструируемой платной автомобильной дороги или используемого на платной основе участка автомобильной дороги.

Теги: