Кирпич преткновения

Кирпич преткновения

Кирпич преткновения

Производство этого важнейшего строительного материала в России переживает спад

Кирпич является одним из основных строительных материалов, и статистика его производства напрямую отражает состояние дел в строительной отрасли в целом. По данным компании «СМ Про», за 12 месяцев 2015 года выпуск кирпича в России сократился на 11% по сравнению с 2014 годом и составил примерно 10,5 млрд условных кирпичей. Негативная динамика производства наблюдается практически во всех регионах. 

Одним из редких исключений был Краснодарский край, предприятия которого за год нарастили выпуск кирпича на 83,6 млн условных единиц (+15,1%). Благодаря краснодарцам, положительную динамику показал и весь Южный федеральный округ (1,251 млрд условных кирпичей, +2,0%). В плюсе оказался и Крымский федеральный округ (+88%), но объемы производства на полуострове очень малы в масштабах России (2,2 млн усл. кирп., или 0,02% от совокупного его выпуска). Все остальные федеральные округа продемонстрировали в большей или меньшей степени падение производственных показателей. Так, в первом в стране по «оборотам» Поволжском федеральном округе производство кирпича в 2015 году сократилось на 10,4% (до 3,320 млрд усл. кирп.). А в следующем за ним по значению Центральном федеральном округе произошел еще больший спад, и выпуск сократился на 12,6%, до 3,14 млрд условных кирпичей. В значительной степени такое резкое снижение стало следствием сокращения производства в самых мощных по промышленному потенциалу областях ЦФО. Так, производство кирпича в Московском регионе в январе-декабре 2015 года сократилось на 15,9% к аналогичному периоду прошлого года, до 443 млн условных кирпичей.

Если смотреть статистику производства не по округам, а по отдельным субъектам федерации, то рост производства в Краснодарском крае вывел этот регион на первое место в стране по объемам выпуска. Тогда как прежний лидер — Республика Татарстан — по итогам 2015 года спустился на 2-е место. Всего за 12 месяцев прошлого года на Кубани было изготовлено 636,1 млн усл. кирп., в Татарстане — 597,2 (-7,8%), в Ростовской области — 479,8 (-4,7%), в Республике Башкортостан — 432,8 (-16,6%). Замыкает первую пятерку Московская область, где было изготовлено 420,7 млн усл. кирп. (-5,7%). А места с 6-го по 10-е заняли Владимирская область — 414,7 (-13,9%), Нижегородская область — 381,4 (-13,4%), Свердловская область — 335,1 (-7,4%), Саратовская область — 299,1 (-13,2%) и Новосибирская область — 287,3 млн усл. кирп. (-6,6%). Заметим, что на эту десятку регионов приходится 40,9% всего кирпичного производства России.

Лидерами понижения производства стали Тюменская область (-55,4%), Тверская область (-33,9%), Ставропольский край (-29,4%), Калужская область(-17,0%) и Республика Башкортостан (-16,6%).

Отметим, что примерно такой же региональный расклад существует и по выпуску керамического кирпича. Наиболее важными регионами его производства являются Краснодарский край — 581,8 млн. усл. кирп. (+16,9%), Республика Татарстан — 400,6 (-6,1%) и Ростовская область — 371,9 (-6,6%). Пожалуй, единственное отличие — в десятке крупнейших производителей этой продукции Тульская и Самарская области сменяют Саратовскую и Нижегородскую.

А вот если говорить о выпуске силикатного кирпича, то «карта» его производства иная. В первую пятерку входят Нижегородская область — 299,9 (-16,4%), Ульяновская область — 206,2 (+3,1%), Республика Татарстан — 193,1 (-12,7%), Воронежская область — 168,0 (-15,6%) и Саратовская область, где было произведено 148,7% (-21,6%) млн усл. кирп. по итогам 2015 года. Далее места распределились следующим образом: Пензенская область — 131,4% (+0,8%), Брянская область — 118,6 (-10,0%), Орловская область — 111,5 (+4,4%), Алтайский край — 109,6 (-11,3%) и Тюменская область — 97,4 (-52,5%) млн усл. кирп. На долю этих десяти регионов пришлось 50,4% из всего объема произведенных в прошлом году силикатных кирпичей (3,141 млрд).

При этом, если производство керамического кирпича (лицевого, рядового, поризованного, клинкерного) по итогам 2015 года сократилось на 8,3% (до 7,2 млрд усл. кирп.), то темпы падения производства по силикатным кирпичам оказались в два с лишним раза больше и составили 17,5%.

Столь быстро снижалась и отгрузка кирпича потребителям крупными и средними заводами (-15,9%). И если отгрузки керамического кирпича в январе-декабре 2015 года понизились на 12,6%, то силикатного — уменьшились почти на четверть (на 22%). В целом это привело к некоторому росту остатков кирпича на складах. Они выросли с 1,06 млрд усл. кирп. в декабре 2014 года до 1,28 млрд в декабре года прошедшего.

Ценовые показатели рынка явно свидетельствовали, что на нем накоплены значительные запасы продукции. Если в декабре 2014 года среднемесячная цена производителей на керамический кирпич составила 7694 руб./тыс. усл. ед., то в декабре 2015 года — уже 7063 руб./тыс. усл. ед. Правда, по силикатному кирпичу цены остались фактически на прежнем уровне (5961 в декабре-2014 и 5934 в декабре-2015), но понятно, что с учетом инфляции такая ценовая стабильность не должна вселять в производителей особого оптимизма.

Тем не менее, эксперты смотрят на перспективы рынка кирпича достаточно уверенно. Как считает управляющий «ЛСР. Стеновые материалы» Сергей Бегоулев (компания является первым массовым производителем фасадного и тротуарного клинкера в России), главным трендом 2015 года на рынке кирпича было импортозамещение, и, по прогнозам, тенденция эта сохранится и в текущем году. Из-за нестабильной экономической ситуации и падения курса рубля строительные материалы иностранного производства стали менее востребованы у российских потребителей, что, в конечном итоге, привело к сокращению объемов импорта кирпича и клинкера в нашу страну на 40%, в том числе из европейских стран — более чем на 30%.

«Сегодня отечественные компании предлагают на рынке качественную продукцию по довольно доступной цене. На нем представлен широкий спектр кирпичной продукции: лицевой кирпич, фасадный клинкер, тротуарный клинкер, кирпич ручной формовки и другие виды керамических элементов», — заявил «СГ» эксперт.

По его оценке, у потребителей все большую популярность набирает клинкерная продукция, так как этот вид кирпича обладает высокими показателями по прочности, морозостойкости и водопоглощению. Основную долю покупателей составляют частные клиенты, муниципалитеты, застройщики.

«В ближайшие месяцы мы прогнозируем увеличение спроса на рынке кирпича и клинкера, поскольку начнется активная фаза строительства, и покупатели станут приобретать необходимые материалы, — полагает Бегоулев. — Но если говорить в общем, то тенденция по сокращению объемов импорта кирпича будет продолжаться, а цены на кирпич отечественного производства останутся на прежнем уровне».


Справочно:

Из Европы в 2015 году импортировались следующие виды продукции: лицевой кирпич — 33%, фасадный клинкер — 17%, тротуарный клинкер — 20%, кирпич ручной формовки (кирпич под старину) — почти 30%.  

02.jpg

03.jpg

Теги: