Инструменты для ума

Инструменты для ума

Фото: Shutterstock

Россию обеспечат инструментами для создания smart city

Сегодня становится все сложнее говорить о создании транспортной инфраструктуры будущего вне контекста развития smart city. Дороги, которые будут чинить себя сами, прогнозы транспортных потоков и аварийности – лишь немногое из того, что сейчас разрабатывается. При этом создание умных городов и внедрение необходимых технологий возможно и в России. В этом уверены эксперты компании Autodesk, мирового лидера в области технологий трехмерного моделирования. Перспективы этих идей обсудили на конгрессе Autodesk, посвященном созданию объектов будущего.

По словам Анастасии Морозовой, генерального директора Autodesk в России и СНГ, для успешного создания умных городов и умной транспортной инфраструктуры в России в первую очередь нужно повсеместно внедрить три ключевых технологии: информационное моделирование (BIM), которое уже применяется многими российскими компаниями; аналитику big data и интернет вещей для сбора, анализа и обмена огромными массивами информации; искусственный интеллект для более эффективного принятия решений (с ним уже успешно экспериментируют КАМАЗ, НАМИ и Яндекс, создавая свои беспилотные автомобили). В дальнейшем с их помощью можно будет решать важные задачи развития транспортной инфраструктуры: улучшать работу городских служб и продлевать жизненный цикл инфраструктурных объектов.

Smart Москва-сити

На конгрессе было отмечено, что к 2050 году инфраструктурный облик городов изменится полностью – датчики будут внедряться практически во все объекты строительства и инфраструктуры и считывать данные в режиме реальном времени, а жители городов и местные органы власти смогут использовать эту информацию для дальнейшего развития. В России уже сейчас есть все предпосылки для создания smart city – и ближе всех к этому находится Москва.

Действительно, сегодня инвестиции, которые выделяются в столице на развитие информационных технологий, составляют значительную сумму – около полумиллиарда долларов в год. Они сопоставимы с аналогичными бюджетами таких городов, как Токио, Сан-Франциско и Сингапур. На мероприятии Эльдар Тузмухаметов, руководитель Smart City Lab, поделился некоторыми результатами, которых уже удалось достичь: «В первую очередь, это, конечно одна из крупнейших – если не самая крупная – система видеонаблюдения в Европе. 140 тыс.камер, установленных в городе, регулярно следят за строительством, состоянием городской инфраструктуры и работой городских служб – например, контролируют вывоз мусора или отслеживают размещение нелегальной рекламы. Кроме того, в городе уже сейчас действует единая система мониторинга всей городской техники – а это 32 000 машин. При этом скоро мы будем знать не только местонахождения каждой из них в конкретный промежуток времени, но и с помощью датчиков будем контролировать то, как она работает». А облачные сервисы, разработанные Smart City Lab для повседневного использования, помогают существенно экономить бюджет города: например, система электронного документооборота, к которой подключены более 2000 учреждений в городе, экономит около 700 млн рублей в год.

Инвестиции в развитие умных городов и инфраструктуры с каждым годом набирают обороты, растет и заинтересованность в этих проектах самих городов. Наглядный пример – Smart City Challenge, конкурс среди городов, организованный Департаментом Транспорта США при участии Autodesk. Город-победитель получил 40 млн. долларов на создание своей версии транспортной утопии.

Власти США попросили города среднего размера разработать идеи по созданию первой в своем роде интегрированной умной транспортной системы, которая использовала бы разного рода новые технологии (беспилотные автомобили, умную инфраструктуру, уличные сенсоры и т.п.), чтобы сделать передвижение людей и грузов более быстрым, дешевым и безопасным. В каждом городе местные власти и строительные компании принимали непосредственное участие в создании этих планов.  В итоге в конкурсе приняло участие 78 городов. В финал вошли 5 из них (Остин, Денвер, Канзас Сити, Питсбург, Сан-Франциско и победивший в итоге Коламбус) – те, которые смогли предоставить самые жизнеспособные и быстро реализуемые проекты. Финалисты получили доступ и тренинги по продуктам Autodesk (InfraWorks 360  – платформе для информационного моделирования, которая использует трехмерную визуализацию и данные в реальном времени для планирования масштабных инженерных проектов) и таким образом представили итоговые версии своих проектов. Они предложили идеи, которые могут решить реальные проблемы сегодняшних городов: умные светофоры, реагирующие на интенсивность автомобильного потока и подстраивающиеся под него при малейших признаках пробки; интеграцию программного обеспечения бортовых компьютеров автомобилей с местными дорожными службами; приоритезацию трафика в зависимости от класса и назначения транспортного средства. Власти США ожидают, что победитель внедрит их и станет примером для других городов, которые скопируют идеи.

Все дело в данных

В Autodesk рассказывают: прогрессирующий рост цифровой информации постоянно порождает все более продвинутые технологии и инструменты, необходимые для ее анализа. Датчики могут, например, контролировать техническое состояние объекта, проводя мониторинг в режиме реального времени и тем самым повышая его безопасность. На строительных площадках все чаще стали появляться беспилотники, которые собирают и отправляют данные в информационную модель. Благодаря этому любые ошибки, несовпадения с проектом, отставания от плана и т.п исправляются на ранних стадиях проекта. И если наладить постоянный обмен этими данными, эффективность инфраструктурных проектов значительно возрастет. Это особенно важно для компаний и государственных учреждений, которые планируют инициативы по рациональному управлению объектами.

Технология, которая сегодня набирает популярность и зависит от эффективного анализа данных – технология имитационного моделирования для управления транспортными потоками и снижения аварийности и загруженности городских дорог и объектов инфраструктуры. О ней Autodesk впервые заговорил несколько лет назад. И сегодня результатами ее использования могут похвастаться и на российских проектах. На восьми станциях московского метрополитена с помощью этой технологии оптимизировали пассажирское движение и оценили их пропускную способность. А на ЖД вокзалах с помощью имитационного моделирования проводится оценка путей эвакуации из зданий при возникновении нештатной ситуации в период проведения ЧМ 2018 году.

Старый новый BIM

До 2030 года в России планируется инвестировать около 50 трлн. рублей в объекты транспортной инфраструктуры. При этом строительство дорог в стране стоит в 10 раз дороже, чем в Америке и в 20 раз дороже, чем в Китае. Технологии информационного моделирования, которые Autodesk помогает внедрять на российских предприятиях, по-прежнему являются самым эффективным методом решения всех возникающих проблем.

Эволюционный процесс BIM не стоит на месте. На него влияют и развитие интернета вещей, и внедрение датчиков, и переход технологии на стройку. Сейчас, например, инструменты информационного моделирования используются на строительной площадке дублера Кутузовского проспекта.

Все это способствовало тому, что в компании задумались о необходимости нового этапа в развитии технологии. Так был представлен Connected BIM – подход, позволяющий всем участникам проекта обмениваться, работать и получать доступ к данными, используя облачные сервисы и мобильные устройства. Сенсоры, дроны и интеллектуальные помощники на строительной площадке могут не только отправлять данные в облако, но и передавать модель на стройку. Например, эксплуатационные данные, собранные с модели, в дальнейшем позволяют совершенствовать процесс принятия решений.

Нормативное регулирование

Кроме того, понимая важность нормативного регулирования, компания разработала для российских компаний открытый шаблон BIM-стандарта для объектов инфраструктуры. Он призван помочь компаниям задать единые правила обмена информацией между заказчиками и субподрядчиками, а также ускорить принятие новых технологий и сократить сроки внедрения. Сейчас компания предложила вторую, усовершенствованную версию стандарта, которую уже одобрил Росавтодор. Как отметили в Федеральном дорожном агентстве, процедуры реализации и конечные результаты BIM-процессов отличаются от традиционных, поэтому для дальнейшего полномасштабного развития BIM-технологий необходима разработка специальных стандартов. Разработка и последующее внедрение BIM-стандартов на национальном уровне позволит в дальнейшем аккумулировать лучшую мировую практику в области стандартизации BIM и максимально адаптировать эти стандарты для их практического применения в Российской Федерации.

В Autodesk не сомневаются в том, что Россия в ближайшем будущем сможет перейти на новый этап развития городской инфраструктуры и цифровой экономики. Для этого в стране есть все необходимое – от проектировщиков и инженеров, стремящихся освоить новые технологии до государства, открытого инновациям.