Экономная экономика

Экономная экономика

Михаил Колобаев/ Пресс-служба Стройкомплекса Москвы

Поведение потребителей стимулирует развитие аутлет-центров

Интересная тенденция: кризиса нет, а люди экономят, и не только самые уязвимые слои населения, но и более обеспеченные. Происходит это потому, что они не получили должного увеличения заработной платы после девальвации рубля в 2014 году. Некоторые потребители, привыкшие покупать премиальные и люксовые бренды, не готовы платить за них в два раза больше, чем прежде, и отправляются за покупками в аутлет-центры. В них они могут приобрести одежду известных брендов со значительными скидками. А девелоперы в ответ на такой спрос активно выводят на рынок новые аутлеты. Сразу три таких торговых центра активно строятся в Москве, два из них суммарной арендуемой площадью 61 тыс. кв. м выйдут на рынок уже в этом году. В результате предложение на московском рынке аутлетов за 2019 год вырастет на 72% и достигнет 145 тыс. кв. м.

Олеся ДЗЮБА руководитель отдела исследований компании JLL


Screenshot_1.png

На фоне сдержанного поведения потребителей значительно снизилась активность выхода новых международных брендов на российский рынок: в I полугодии 2019 года он пополнился лишь семью брендами против 15 в аналогичном периоде прошлого года. Кроме того, за тот же период пять брендов покинули российский рынок против четырех за I полугодие предыдущего года. Тем не менее рынок — и в первую очередь московский — продолжает оставаться интересным для зарубежных брендов. Но с учетом осторожного потребительского поведения и нехватки качественных площадей для открытия магазинов новые международные игроки долго изучают рынок и тщательно выбирают площадки для открытия первой точки продаж. В большинстве случаев ритейлеры не готовы инвестировать напрямую, поэтому привлекают местных партнеров для устранения логистических и операционных сложностей. Кроме того, для развития бренды стараются выбирать проверенные локации с высокими показателями трафика и конверсии, проявляя таким образом осторожность и минимизируя риски.

Нехватка качественных помещений подтверждается снижающейся вакантностью в торговых центрах Москвы. Во II квартале 2019 года доля свободных площадей составила 4,1%, что на 0,2 п.п. ниже показателя предыдущего квартала. Уменьшение произошло за счет как торговых центров, открытых до 2014 года (доля свободных площадей в них составила 3,8%, что на 0,3 п.п. ниже предыдущего квартала), так и новых объектов, введенных после 2016 года (вакантность 6,4%, -0,3 п.п.).

Во II квартале на столичном рынке был введен один торговый центр — «Саларис» (105 тыс. кв. м), который стал единственным объектом за полугодие в целом и не повлиял на общий уровень вакантности. На второе полугодие в Москве заявлено к вводу 256 тыс. кв. м торговых площадей. При условии запуска всех планируемых объектов новое предложение 2019 года в три раза превысит показатель прошлого года и достигнет 361 тыс. кв. м. Среди заявленных объектов четверть площадей занимает торговый центр в составе парка развлечений «Остров Мечты» (65 тыс. кв. м), еще четверть — это аутлет-центры Novaya Riga Outlet Village (38 тыс. кв. м) и The Outlet (23 тыс. кв. м). Кроме того, готовятся к открытию многофункциональный комплекс на Аминьевском шоссе (46 тыс. кв. м), торговый центр «Сказка» (19 тыс. кв. м), 2-я очередь «Смоленского пассажа» (15 тыс. кв. м) и несколько районных торговых центров.


Учитывая, что к 2020 году аутлет-центров в Москве будет уже 8 кв. м на 1 тыс. жителей, что сопоставимо с европейскими странами (от 4 до 12 кв. м), вряд ли такой бурный рост предложения аутлет-центров в столице продолжится. Тем не менее в других регионах потенциал развития таких объектов еще очень велик. Ведь за пределами столицы люди экономят гораздо больше.


Справочно:

Обеспеченность аутлет-центрами в России составляет 1 кв. м на 1 тысячу жителей (с учетом московского предложения). В Польше этот показатель находится на уровне 6 кв. м, в Италии — почти 12 кв. м.

Теги: