Взятие телеграфа

Shutterstock
Архбюро David Chipperfield Architects разработает концепцию реновации знаменитого здания на Тверской

Здание Центрального телеграфа было построено в 1927 году по проекту Ивана Рерберга и являлось одним из самых передовых сооружений своего времени: сложный железобетонный каркас, большие окна, пневматическая почта, аппаратные залы и часы с уникальным механизмом на фасаде. Элегантное и прогрессивное, это здание воплощало дух 1920-х годов. В то время Центральный телеграф занимал целый квартал и был местом работы для пяти тысяч человек.

Однако по мере модернизации технологий под нужды телеграфа требовалось все меньше пространства, а освободившиеся помещения заполнили офисы, коворкинг и кафе. Постепенно Центральный телеграф оказался выключенным из жизни города, потеряв свое первоначальное значение. Проект реновации здания призван вдохнуть в историческое здание новую жизнь.

Концепцию реновации разработает по заказу девелоперской компании Vos’hod британское архитектурное бюро David Chipperfield Architects. Команда Дэвида Чипперфильда была выбрана в результате конкурентных переговоров, которые проводились при участии КБ «Стрелка».

«Выбор архитектора для работы над знаковым для города зданием — это самый ответственный шаг, — отметила сооснователь Vos’hod Марина Руднева. — Мы искали профессионала, который знает, как обращаться с памятниками архитектуры, бережно работает с существующей тканью города и при этом понимает специфику московской жизни и относится к нашему историческому наследию так же трепетно, как мы. В предложениях David Chipperfield Architects мы увидели именно такой подход».

Архитекторам предстоит превратить телеграф в современное деловое и общественное пространство, сохранив при этом историческое наследие. Чипперфильд и его коллеги изучили оригинальные чертежи, чтобы лучше понять логику архитектора Ивана Рерберга. «В конечном счете, наша цель — дать москвичам возможность вновь гордиться и наслаждаться этой ожившей частью города», — так определил задачу реновации Дэвид Чипперфильд.

Пока детали проекта неизвестны, и «Стройгазета» попросила экспертов высказать свое мнение о том, как, на их взгляд, можно было бы провести реконструкцию здания Центрального телеграфа. Директор отдела стратегического консалтинга CBRE Ольга Земцова считает, что было бы логично превратить телеграф в новый «дестинейшн поинт» с качественными общественными пространствами (для этого есть большой внутренний двор), с современными форматами ритейла на первых этажах. Наверху, по словам эксперта, отлично будут смотреться высококлассные офисные пространства, в том числе коворкинг, так как проект расположен в премиальной локации. Ольга Земцова также считает, что в проект можно включить и премиальные апартаменты, однако их необходимо обособить от общественных функций и обеспечить паркингом, что сложно реализовать при существующей конфигурации здания.

По словам партнера ket architects: Карена Навои Биляна, у здания прекрасные характеристики: потолки 7,5 м, большие десятиметровые пролеты перекрытий, система фасадов с двойным остеклением. Используя все это, можно создать сбалансированное многофункциональное пространство, сохранить дух здания, вписав его при этом в современный контекст. С точки зрения экономики это позволит собственникам сделать финансовую модель управления зданием более гибкой, снизить риски, повысить рентабельность.

Коммерческий директор «ПРОФИС Недвижимость» Кристина Лиморенко рекомендует собственникам очень тщательно выбирать будущих арендаторов, чтобы они соответствовали статусу объекта и вписывались в его общую концепцию. В идеале можно было бы отдать всю административную часть одному моноарендатору, какой-то знаковой социально направленной структуре — общественной организации, благотворительному фонду или крупным государственным СМИ, а на первом этаже открыть магазины национальных сувениров и товаров народного промысла.

У главного архитектора проектов Градостроительного института пространственного моделирования «Гипрогор Проект» Акопа Иликчяна немного идеалистический взгляд на возможное будущее телеграфа. «Наиболее подходящим вариантом будет превращение этого здания в современный музейно-культурный просветительский центр — «Музей советского конструктивизма», — предлагает он. — В здании также может располагаться «Музей почты», «Музей авангардной культуры начала ХХ века» и тому подобное»

Важной, с точки зрения архитекторов, является и сохранение инженерной «начинки». «Телеграф — это еще и памятник инженерно-технической мысли с уникальными конструкциями и решениями, их тоже необходимо сохранить и приспособить к новым функциям, — напоминает архитектор и сооснователь архитектурной группы DNK ag Наталья Сидорова. — В здании были спроектированы интересные системы жизнеобеспечения, позволяющие объекту работать автономно». Она считает, что в ходе реконструкции эти оригинальные инженерные решения надо сохранить, как это было сделано, например, в библиотеке Алвара Аалто в Выборге.

Кроме того:

По оценке CBRE, величина капитальных расходов в рамках проекта может составить от 4,5 до 6,5 млрд рублей. Конкретная сумма будет зависеть, помимо всего прочего, от технического состояния здания, для оценки которого, по мнению партнера и главного архитектора бюро «Крупный план» Сергея Никешкина, потребуется тщательное обследование, в том числе с применением лазерного сканирования и других высокотехнологичных инструментов — инженерные сети, конструкции могут быть сильно изношены.

Справочно:

Конкурентные переговоры — тип закупки, при котором победитель выбирается среди двух и более исполнителей путем проведения переговоров. Заказчик беседует со всеми исполнителями, чьи предложения показались ему наиболее интересными. После обсуждения деталей подрядчики окончательно определяются с условиями, на которых они готовы выполнить предлагаемые работы или предоставить определенные услуги.

Справочно:

За время своей деятельности David Chipperfield Architects завоевали более ста международных наград и премий в области архитектуры, среди них премия имени Стирлинга от Королевского института британских архитекторов (RIBA) за Музей современной литературы в Марбахе, премия Мис ван дер Роэ и премия Немецкого музея архитектуры за Новый музей в Берлине и Галерею Джеймса Симона.