Уроки мастера

Уроки мастера Сергей Ведяшкин/ АГН «Москва»
В 2023 году исполняется 150 лет со дня рождения одного из выдающихся архитекторов XX столетия – Алексея Викторовича Щусева. Третьяковская галерея подготовила специальный выставочный проект, посвященный зодчему, чье имя и дела давно перешли временные рамки одной человеческой жизни. Представленные на выставке материалы позволяют оценить масштабность замыслов и многогранность свершений «архдиректора», столь много сделавшего для сохранения и приумножения культурного кода страны. Так чему нас учит Щусев?

Генератор идей
Себя мэтр сравнивал с дирижером: скрипки и валторны (карандаши и рейсшины) держат в руках его помощники, но музыка-то Щусева. Талантливым художником Алексей Викторович проявил себя еще со времен учебы в Академии художеств - его высоко ценил сам Репин, и уже в зрелом возрасте подчиненные мастера чаще видели его с карандашом и рисунком, чем с чертежными принадлежностями.

Создавая архитектурную композицию, он заботился о цельности художественного впечатления: «В искусстве необходимо правильно выражать идеи и достигать силы впечатления, не раздумывая о средствах и не задаваясь метафизикой; бутафория и декорация на театральных подмостках превращаются в большое искусство, если их исполняет настоящий художник». Эти слова стали его творческим кредо на всю жизнь.

Щусев утверждал: «Пожалуй, самым трудным и вместе с тем обязательным в архитектуре является простота. Простота форм обязывает придавать им прекрасные пропорции и соотношения, которые сообщали бы необходимую гармонию”. Когда этого требовали интересы замысла, Щусев использовал буйство красок, форм и соцветий, в чем убеждаешься в зале Третьяковки, посвященному строительству в 1910-х годах Казанского вокзала - этих символических ворот в Азию. В экспозиции представлены несколько вариантов и явственно различимо, как менялись замыслы Щусева по планировке и декору крупнейшего вокзала страны.

Объединитель
Воплощая свои замыслы, Щусев вовлекал в творческий процесс молодых архитекторов своей мастерской, приглашал художников и декораторов. Многие из них вошли в пантеон русского искусства. Так, в реставрации храма Василия Златоверхого в Овруче принимал участие помощник Щусева — Леонид Веснин, здесь молодой живописец Кузьма Петров-Водкин проявил себя мастером церковного модерна. К оформлению торжественно-величавого Троицкого собора Почаево-Успенской лавры, воздвигнутому по проекту Щусева, привлекли Николая Рериха: по его рисункам создано мозаичное панно «Спас и князья святые», где под целительным Покровом-Знаменем Христа художник собрал князей-воинов, защитников земли русской. «Дружба складывалась вокруг строительства. Пришел Щусев – один из самых замечательный архитектурных творцов. С ним делали мозаику для Почаева, часовню для Пскова», - писал Рерих.

Хрестоматийным примером творческого единения зодчего и живописцев стала Марфо-Мариинская обитель, выполненная в традициях раннемосковской и псково-новгородской архитектуры. По окончанию строительства в 1909 году друг Щусева Михаил Нестеров напишет: «Теперь можно безошибочно сказать, что это одно из самых художественных созданий церковной архитектуры нашего времени».

Апофеозом единения целей и замыслов стала подлинная стройка XX века – комплекс сооружений столичного Казанского вокзала, где Щусев в неповторимом стиле воплотил в камне идею встречи Запада и Востока. На начальном этапе строительства в 1913 году Алексей Виктрович собрал весь цвет «Мира искусства»: Александра Бенуа, Бориса Кустодиева, Евгения Лансере, Мстислава Добужинского, Зинаиду Серебрякову. К сожалению, вокзал возводили долго, на смене эпох, поэтому грандиозный смотр творческих сил состоялся не в масштабах задуманного. Однако некоторые идеи щусевской каменной эпопеи реализовались и в постсоветское время: после реконструкции 1987-1997 годов Казанский вокзал обогатился задуманной зодчим Царской башней.

Охранитель
Мастер жил в непростую пору, в 1920-30 годы ревностно вступался за сносимые московские древности: Сухареву башню, церковь Успения на Покровке, Китайгородскую стену. Щусев бесстрашно защищал художников, оказавшихся в застенках, прикрывшись, как щитом, званием строителя мавзолея, оберегал и вступался в защиту деятелей культуры, подвергшихся гонениям - историка и искусствоведа Александра Габричевского, художника Михаила Нестерова, реставратора Петра Барановского. В 1926-28 годах Щусев занимал пост директора, а в 1928-29 годах – главного архитектора Третьяковки.
12 октября 1945 года заместитель председателя Совнаркома ССР Вячеслав Молотов подписал указ о создании в Москве республиканского музея русской архитектуры. Новый музей на Воздвиженке был создан по инициативе Щусева, ставший его первым директором. По словам основателя, он должен был «выполнять те же функции в отношении архитектуры, что Третьяковская галерея в области изобразительного искусства».

Музей, возглавляемый Алексеем Щусевым, стал оплотом борьбы за сохранение наследия и крупным научным центром по изучению архитектуры и градостроительства. Важным направлением деятельности стали научные экспедиции в Великий Новгород, Псков, Поволжье, в ходе которых сотрудники проводили обследования и реставрацию памятников архитектуры, собирали материалы для пополнения музейного собрания. Щусев и его коллеги дарили музею проекты, модели, фотографии, благодаря чему активно формировалась коллекция, посвященная советской архитектуре. В 1948 году открылась первая архитектурная выставка в трех восстановленных залах парадной анфилады.

25 мая 1949 года, на следующий день после смерти Алексея Щусева, было принято решение о присвоении музею имени его основателя. В 1 января 1964 года был создан Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева: его территории получили тематическую специализацию - в Донском монастыре была представлена история архитектуры России XI-XVIII веков, а в помещениях усадьбы Талызиных на Воздвиженке разместилась экспозиция, посвященная советской архитектуре.

Справочно:

Лауреат четырех сталинских премий Алексей Щусев активно работал в Москве и ряде регионов СССР. Он известен как автор мавзолея В.И.Ленина, здания Наркомзема (Минсельхоза) на Садовом кольце, станции метро Комсомольская Кольцевой линии метрополитена. Архитектор спроектировал здания советского посольства в Бухаресте, гостиницы «Интурист» в Батуми, филиал Института Маркса-Энгельса-Ленина в Тбилиси, Театра оперы и балета в Ташкенте.