Старые стены

Что делать с промышленным наследием во время кризиса?

Российским городам достались в наследство обширные индустриальные территории и множество прекрасных образцов промышленной архитектуры прошлых веков. Как свидетельствует статистика, только в Москве сегодня больше двухсот бывших промышленных объектов, которые занимают около 17% территории старой Москвы. Как лучше использовать эти территории и здания? Об этом шел разговор в рамках дискуссии «Промышленное наследие: сохранить или реновировать», организованной Агентством стратегического развития «Центр».

Сегодня перед бывшими промзонами открываются два пути. Один из них — снос старых зданий и застройка территории домами, прежде всего жилыми. Например, известно, что промзона в Дегунине будет застроена жильем, а территория на Дмитровском шоссе рассматривается как площадка для большого дата-центра. По пути нового масштабного строительства пошла и такая территория, как «Серп и Молот». К «расчищенным» относится и территория ЗИЛа, где был снесен литейный цех 1916 года постройки, являвшийся памятником промышленной архитектуры. 

Однако это все территории, относительно удаленные, а вот с объектами, расположенными ближе к центру города, ситуация менее однозначная. В этих районах статус памятников индустриальной архитектуры официально имеют порядка 16% объектов, но и «непамятники» часто являются градоформирующими примечательными местами, которые вполне достойны того, чтобы потомки их тоже увидели своими глазами, а не только на фотографиях. Как заметил руководитель АСР «Центр» Сергей Георгиевский, международный опыт показывает, что эстетически грамотные проекты «в духе Сохо» создаются на небольших по масштабам территориях. Если же в данный момент подходящего проекта нет, то объекты развиваются по временному сценарию или консервируются в ожидании инвестиций.

Историк архитектуры Марина Хрусталева напомнила, что интерес к небольшим промышленным объектам начал формироваться в Москве в начале 2000-х годов. Тогда появились «ArtPlay», «Гараж», «Флакон», «Винзавод». Вместо масштабной реконструкции со сносом — небольшой ремонт, привлечение ярких арендаторов и постепенное развитие и превращение в известные, модные места.

Сегодня по пути постепенного освоения идет «Трехгорка». Как рассказал архитектор АБ «Рождественка» Михаил Разумовский, изначально предполагалось более активное освоение территории. Был сделан проект долгосрочных инвестиций, но помешал кризис, все долгосрочные инвестиции были заморожены, пришлось переходить к «короткому» редеведопменту. И тут на помощь пришел международный опыт, когда территория открывается для публики при минимальных вложениях. Осенью на территории «Трехгорки» прошел фестиваль «Зодчество», это стало своего рода объявлением, что территория открыта для людей. Прямо на «Зодчестве» был проведен конкурс по созданию входных знаков, которые должны привлечь людей. Сегодня есть идея делать «Трехгорку» центром fashion-индустрии.

По пути постепенности «от части к целому» двигаются и в компании KR-Properties, занимающейся развитием «Даниловской мануфактуры». Постепенное развитие проекта позволяет собирать в качестве арендаторов компании «по интересам». Сегодня на территории уже поселились «Афиша», «Рамблер», «Лента» и другие «продвинутые» компании.

Есть и просто «идеальные» примеры, когда объект попадает в руки крупных инвесторов, сразу знающих, что они хотят получить на выходе и приглашающих для разработки проекта дорогих архитекторов. К числу таких объектов относятся «Большевик» и «Фабрика Станиславского». По мнению участников дискуссии, такой путь — спасение для архитектурного наследия, но есть, конечно, и проблемы. Одна из них — экономическая: всегда существует опасность, что мелкие арендаторы уйдут, и это лишает подобные проекты ощущения стабильности.


Цитата в тему

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ С ПРОМЫШЛЕННЫМ НАСЛЕДИЕМ БОЛЬШИХ ГОРОДОВ ? Ответом может служить слоган, предложенный НП «Центр капитализации наследия»: «Восхищаться и пользоваться». У каждого объекта должна быть своя функция, которую предстоит определить городу, инвестору и горожанам