Станция культуры

ГЭС-2 станет центром современного искусства

Пожалуй, самая известная в мире искусства электростанция — это… лондонская Tate Gallery. Знаменитая галерея была открыта в 2000 году в здании, «дававшем свет» с 1930 года. Московская ГЭС-2, расположенная на Болотном острове, почти напротив Кремля, пока не так известна в мире, но уже готовится превратиться из «замученного» промышленного здания в центр современного искусства.

Здание ГЭС-2, построенное в псевдорусском стиле, является объектом культурного наследия регионального значения. Его точное название — «Центральная электрическая станция городского трамвая, 1904-1908 гг., архитектор В.Н.Башкиров». После трамвая ГЭС давала свет и тепло прилегающим районам, в том числе Третьяковской галерее, но в начале июля этого года электрические функции были переданы новой подстанции «Берсеневская», построенной неподалеку. А старой ГЭС пришло время сменить роль и в соответствии с лучшими мировыми практиками превратиться в культурное пространство, новое место притяжения горожан. Здесь появятся выставочные и вспомогательные музейные помещения, учебные аудитории, лекторий, кафе, специализированные магазины, подземная двухуровневая автостоянка.

Как рассказывает руководитель проектов проектного бюро АПЕКС Александр Мамаев, в настоящий момент бюро работает вместе с Департаментом культурного наследия Москвы над тем, чтобы обеспечить «аккуратное вмешательство» в исторические конструкции здания, которое пока еще все заполнено трубами, станками, турбинами и насосами. Кстати, часть оборудования, имеющего историческую и конструктивную ценность, станет элементом нового пространства.

Функцию изменит не только само здание, но и пространство вокруг него. Как рассказывает Мамаев, все четыре фасада здания будут играть свою особенную роль в новой жизни станции.

Восточный фасад, выходящий на набережную канала, станет центральным входом, а также частью новой городской площади (Piazza), которая расположится между зданием и каналом. Чтобы достичь «соединения» площади и входа в здание, потребуется поработать над существующим фасадом, изменить ряд элементов. За счет удаления оконных парапетов будет увеличена площадь остекления, это даст ощущение непрерывности пространства. Пьяцца задумана как свободная среда по принципу «половина внутри и половина снаружи». Это подразумевает открытие дверей в весенний и летний сезоны с перемещением наружу части функций. В люнетте центрального фронтона появится застекленный проем. Все оконные рамы будут заменены Станция культуры ГЭС-2 станет центром современного искусства на новые, разработанные в оригинальной индустриальной манере. Они будут изготовлены из стали с соответствующей теплоизоляционной системой.

Западный фасад, фактически утраченный за годы работы станции, частично демонтируют и застеклят. Он будет выходить в березовую рощу, которая появится во дворе.

Южный — главный фасад здания — будет очищен и восстановлен. Оригинальная архитектура будет полностью сохранена. «Западный фасад исчез за пристройкой, построенной позже, — объясняет Мамаев. — Только после сноса этой пристройки можно будет оценить состояние оригинального фасада. В любом случае наше предложение — воссоздать этот фасад».

Северный фасад, как и западный, потребует надлежащего восстановления после удаления всех элементов, пристроенных позднее и не принадлежащих архитектуре первоначального проекта. Планируется также восстановить шпиль над башней с часами.

Внутри здание будет разбито на три зоны. В общественной зоне появятся библиотека, книжные магазины и кафе. В образовательной будут проходить лекции и концерты. А собственно выставочная зона разместится в машинном зале электростанции. «Наш проект состоит, прежде всего, в том, чтобы вернуть в здание прежнее чувство пространства, разрушив все новые бетонные постройки, но оставив при этом кое-где несколько образцов оборудования, чтобы сохранить память о месте, — говорят авторы проекта. — После этого будут произведены укрепление стальных конструкций и замена существующей крыши на новую стеклянную с фотоэлектрическими элементами, встроенными в стеклянные панели. Это позволит создать световой купол. Только после этого можно будет приступить к преобразованию пространства в соответствии с новой функцией производства идей и культуры».

Открытие комплекса намечено на II квартал 2019 года, культурная программа открытия пока под большим секретом.


Справочно

Авторы проекта — Renzo Piano Building Workshop (Франция).

Генеральный проектировщик — проектное бюро АПЕКС (Россия).

Инженерная команда — ARUP (Великобритания)/Milan Ingegneria (Италия)/Метрополис (Россия).