Плоды просвещения

Плоды просвещения

Основная задача архитектора — уметь создавать среду, комфортную для любого человека

Задача создания нового постиндустриального города и формирования комфортной городской среды требует не только денег, но и квалифицированных кадров и грамотных архитектурных решений. В связи с этим, есть все основания полагать, что профессия архитектора будет переживать в ближайшие годы новый подъем. Конкурсы в архитектурные вузы традиционно высоки, и факультет «Высшая школа архитектуры, дизайна и искусств» Донского государственного технического университета (ДГТУ) — не исключение. О том, как и чему учат будущих архитекторов в Ростове, рассказала в интервью «СГ» декан факультета, профессор Виктория ПИЩУЛИНА.

410 1920x1080-resize-1.jpg

«СГ»: Виктория Владимировна, в чем вы видите задачу современного архитектурного вуза? Чему необходимо научить будущих архитекторов?

Виктория Пищулина: Основная наша задача — научить создавать комфортную среду для любого человека, доступную и эстетически красивую. И для этого мы, прежде всего, учим наших студентов формировать концепцию. На первых курсах «не режем крылья», приветствуем любую фантазию. С третьего курса уже подключаем «смежников», и постепенно архфантазии становятся ближе к земным реалиям. И к последнему курсу студент уже способен решать многие задачи.

«СГ»: Знаете, от студентов архитектурных вузов нередко приходится слышать: «Зачем нас учат чертить руками? Это прошлый век!». Действительно, не стоит ли сделать акцент на освоении современных компьютерных программ?

В.П.: Чертить руками студенты должны, потому что рука — это голова. В некоторых дисциплинах это необходимо. Мелкая моторика и пластика развивают мышление. Сегодня это даже становится модно: некоторые заказчики просят, чтобы им руками сделали проект, а они его потом на стену вешают и говорят гостям: «Вот видите — это произведение, из которого родился этот объект». А еще студенты делают макеты. Из рафинада собирают арки... Но, разумеется, пользуются студенты и современными компьютерными программами — от CorelDRAW до Photoshop, 3dsMax и АutoCAD в самой последней версии. Эти программы больше развивают объемное мышление.

«СГ»: А как бы вы описали своих нынешних студентов? Какие с ними проблемы?

В. П.: Существуют две проблемы. Первая: когда студент научился рисовать трехмерные картинки и считает, что он уже гений, и «забивает» на учебу. Но дальше картинок такой «гений» не пойдет, потому что нужны базовые предметы, которые составляют 30-40% программы. На нашем факультете один предмет логически связан с другим, все входит в общую концепцию «Проект». К примеру, я часто слышу от студентов слова о «бессмысленности» занятий по математике, но это же развивает мышление. И потом, когда смежники будут делать расчеты для проекта, то и вы должны в этом разбираться. Попадется какой-нибудь ленивый конструктор, не захочет делать ваши замысловатые оболочки, а скажет, что можно только металлическую сетку 6x6 и плиты. И что это у нас такое будет?

Вторая проблема — в мотивации к обучению. У многих российских студентов она напрочь отсутствует. Нельзя представить, чтобы европейского студента ругали бы за пропуск занятий, это был бы нонсенс. Ведь там студент буквально «вырывает» из преподавателя знания, так как ему это нужно для работы.

«СГ»: Легко ли выпускникам найти работу в Ростове и других городах юга России? Не уезжают ли они в Москву и Петербург?

В.П.: Могу вам сказать, что порядка 80% студентов к IV курсу уже пристроены. Работодатели присылают на факультет письма, приходят на защиты дипломов, знакомятся с портфолио, запрашивают у вуза рекомендации. Приезжают и на проходящую два раза в год «Ярмарку вакансий». Без работы ни один выпускник у нас не остается. Что касается Москвы и Петербурга, то сегодня необязательно уезжать туда. Архитекторы могут работать дистанционно и отсылать свои работы по интернету.

«СГ»: Есть ли у вас в вузе программы международного обмена студентами?

В. П.: Раньше у нас был договор по обмену студентами с одним из университетов Германии. Сейчас в стадии разработки договор с Китаем. Хотели даже китайским студентам сделать программу для первых двух курсов, но им обязательно нужно знать учение Мао Цзэдуна, научный коммунизм и т. д. Так что учиться они будут у нас на последних курсах, а российские — на первых двух курсах в Китае. И те, и другие получат двойные дипломы. Хотелось бы как можно больше интернационализировать подготовку студентов. И чтобы преподаватели тоже могли бы знакомиться с новыми тенденциями мировых архитектурных школ. Сейчас две тенденции в архитектуре: глобализация и регионализация архитектуры, но где найти «золотую середину»? А найти ее обязательно нужно.

«СГ»: Участвуют ли ваши студенты в разработке реальных проектов в городе и в регионе?

В.П.: Да. К нам обращаются различные заказчики — и администрация Ростова-на-Дону, и правительство Ростовской области, и Ростовская епархия. Есть немало проектов по реставрации и строительству храмов и мечетей на юге России. В стадии реализации находятся сегодня проекты по фасадам Левобережной зоны Ростова. Реставрировали Кумженский комплекс, построенный в память о бойцах Красной армии, павших при освобождении Ростова-на-Дону. Есть проекты по созданию в музеях доступной среды для людей с ограниченными возможностями. За лучшие проекты студентам выдают «золотые» и «серебряные» дипломы Ученого совета. Это дает право получать повышенную стипендию. Хороший бонус и участие в различных архитектурных конкурсах. На базе факультета работает летняя проектная школа, задания ей дает городская или областная администрации. В 2016 году темой проектов было Левобережье, в 2015-м — ростовская набережная. Приглашаем в проектные группы студентов из других вузов, в прошлом году это были учащиеся из пяти архитектурных школ Москвы, Воронежа, Ростова-на-Дону, Германии и Армении. Опыт очень полезный.

«СГ»: Недавно появилась информация о создании на базе ДГТУ центра для реализации приоритетного проекта по формированию комфортной городской среды. Принимаете ли вы участие в работе центра?

В.П.: Центр такой создан. Недавно были на встрече у ректора ДГТУ, отобрали членов группы рабочей в шести городах Ростовской области. Планируем делать благоустройство дворовых территорий на уровне эскизных проектов и экономического обоснования. Затем пройдут общественные слушания. В Ростовской области на реализацию этого федерального проекта будет направлено свыше 1 млрд рублей. Как известно, две трети денег (70% — «СГ») пойдут на благоустройство дворов, а одна треть — на парки, скверы, набережные.


Справочно:

Виктория Пищулина — декан факультета «Высшая школа архитектуры, дизайна и искусств» АСА ДГТУ, доктор архитектуры, профессор, советник Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН), почетный работник высшей школы РФ, член Экспертного совета при правительстве РФ, эксперт РФФИ, эксперт РНФ, эксперт Рособрнадзора, член Союза архитекторов России. Общий стаж работы — 32 года, из них научно-педагогический — 28 лет.


Цитата в тему

СЕЙЧАС В РОССИИ ЧЕТЫРЕ ЛУЧШИХ АРХИТЕКТУРНЫХ ШКОЛЫ: МОСКОВСКАЯ (МАРХИ), уральская, новосибирская и ростовская. У всех своя методика подготовки будущих Архитекторов


600 студентов со всего юга России и Северного Кавказа учатся в Высшей школе архитектуры, дизайна и искусств. В ближайшие два года число их увеличится почти до 800


Цитата в тему

АРХИТЕКТОР — ЭТО И ПОЛИТИК, И АДМИНИСТРАТОР, И ЮРИСТ, и при всем при этом он должен сделать так, чтобы все выглядело красиво, а потом еще выдержать критику коллег, которые обязательно скажут, что сделали бы намного лучше