Петербургские сновидения

Петербургские сновидения

Петербургские сновидения Фото: Shutterstock

Проекты, которые могли изменить жизнь Северной столицы, но не изменили

Иногда бывает полезно отвлечься от ежедневной текучки и окинуть мысленном взором более долгие периоды времени. Например, вспомнить, какие крупные градостроительные проекты обещали реализовать за последние десять лет власти Санкт-Петербурга, и сравнить с тем, что им удалось сделать на самом деле. «СГ» выбрала 8 громких городских начинаний, которые условно можно разделить на две группы: «обещали и не сделали» и «обещали и не доделали».

Пешеходный Невский

В 2013-2014 годах активисты движения «Красивый Петербург» предложили сделать Невский проспект пешеходным. Запрет на движение автомобилей по главной петербургской магистрали предлагалось ввести только по выходным дням с 10 утра до 23 вечера. И то лишь на участке от Фонтанки до Мойки. Автомобильные потоки в эти часы было предложено пускать в объезд главной магистрали. Рассматривалось даже предложение о том, чтобы по Невскому ходил только общественный транспорт. В Смольном эту идею поначалу поддержали, но пешеходным Невский так и не стал и, видимо, уже никогда не станет.

Второе кольцо КАД

Существующая в Северной столице кольцевая автодорога давно стала городской магистралью. Массовое жилищное строительство уже шагнуло за пределы КАД. Эксперты отмечают, что сейчас КАД работает с большой перегрузкой. Интенсивность движения на кольцевой в сутки — от 40 тыс. автомобилей на севере и до 120 тыс. — на юге. В выходные дни по КАДу проезжает до 180 тыс. автомобилей. Гендиректор ФКУ «Дирекция по строительству транспортного обхода Петербурга» Вячеслав Петушенко еще в 2011 году пообещал, что в 2015 году будут полностью закончены работы по строительству КАД-2, в которой «город остро нуждается». Однако дальше разговоров дело не пошло.

Метро подождет

К 2020 году в городе планировалось ввести в строй 18 новых станций метро, теперь же речь идет не более чем о восьми. В 2015 главные силы были брошены на то, чтобы к Чемпионату мира по футболу 2018 года ввести в строй две самые необходимые станции: «Новокрестовскую» на Крестовском острове и «Беговую» на Лахте (см. «СГ» №13). При этом сдачу практически готовых станции метро — «Проспект Славы» и «Дунайской» — на Фрунзенском радиусе решено «заморозить» до следующего года. Похожая ситуация и с прокладкой Красносельско-Калининской линии: метро на юго-запад Петербурга придет не раньше 2022 года, хотя в Смольном обещали сделать это в 2019 году.

Мечты о трамвае

Начиная с конца «нулевых», в Смольном регулярно обещали начать строительство в Петербурге так называемого «легкого метро» — линии скоростного монорельсового трамвая. Для улучшения связи с городами-спутниками в Ленинградской области было решено создать проект легкорельсового трамвая, который будет быстро доставлять людей во Всеволожск, Сертолово и Колпино. Проект предполагал запуск трех линий. Первая линия легкорельсового трамвая должна была быть построена уже в этом году. И пройти от станции метро «Рыбацкое» до Колпина. Также, по замыслу проектировщиков, трамваи должны пойти от конечных станций метро: до Сертолова — от метро «Озерки», до Всеволожска — от метро «Ладожская». Кроме того, легкорельсовый трамвай должен был «связать» аэропорт «Пулково» со станцией метро «Купчино». Но так как у проекта не нашлось ни инвестора, ни подрядчика, про мечту о легкорельсовом трамвае петербуржцам и жителям области пришлось забыть.

Новый зоопарк

Старому зоопарку, который находится на Петроградской стороне, в историческом центре Петербурга, уже тесно. Да и зверям не очень комфортно жить в центре большого города. Планы построить новый зоопарк в Петербурге появились еще в начале 1990-х годов. Тогда руководство Ленинградского зоопарка совместно со специалистами Бюро Генплана, рассмотрев более десятка возможных площадок, признали оптимальной территорию рядом с Юнтоловским заказником. К проекту вернулись спустя почти 20 лет. В 2010 году был проведен Международный архитектурный конкурс на концепцию (master plan) нового зоопарка в Петербурге. Зимой 2011 года стало понятно, что проект претерпит изменения. С тех пор городские власти никак не могли определиться с возможными площадками. Зоопарк предлагали разместить то в Удельном парке, то во Фрунзенском районе, а то и вовсе в Кронштадте. В итоге, до сих пор официально место для строительства нового городского зоопарка так и не выбрано.

Дорогой наш стадион

Возведение футбольного стадиона «Зенит-Арена'BB на Крестовском острове стало в Петербурге чем-то вроде городской эпопеи. Строительство спортивной арены площадью более 270 тыс. кв. м на Крестовском острове началось в 2007 году. Первоначально стоимость работ оценивалась в 6,7 млрд рублей, а сроком сдачи назывался 2011 год. Но сроки ввода неоднократно переносились, а стоимость возросла до 34,9 млрд рублей. Еще даже не сданный стадион плановой вместимостью 66 881 человек на сегодняшний день уже является самым дорогим в континентальной Европе. Футбольную арену планируется открыть в конце этого года. На данный момент степень готовности стадиона на Крестовском составляет 84%. Ожидается, что именно здесь пройдут игры Чемпионата мира 2018 года и юбилейного Чемпионата Европы в 2020 году (ЧЕ-2020 пройдет на 13 стадионах 13 европейских стран — «СГ»).

Завершение строительства ЗСД

В августе 2016 года откроется движение по центральной части участка Западного скоростного диаметра (ЗСД), и тогда платная городская скоростная автомагистраль, связывающая северные и южные районы Петербурга в обход исторического центра, заработает в полную силу. В настоящее время действуют два участка дороги — северный (от Приморского проспекта до трассы «Скандинавия») и южный (от кольцевой автодороги вокруг Петербурга до набережной реки Екатерингофки). С пуском центрального участка общая протяженность скоростной магистрали составит почти 47 км, движение будет осуществляться по 4-8 полосам в зависимости от участка. Бюджет проекта ранее оценивался в 212 млрд рублей, из них 82,9 млрд — средства инвесторов, 54,2 млрд — средства городского бюджета, 50,7 млрд — средства федерального бюджета и 25 млрд — доходы от размещения облигаций. По контракту, работы должны были быть завершены в марте 2016 года, однако недавно министр транспорта РФ Максим Соколов сообщил о переносе срока окончания работ на середину 2016 года. Вице-губернатор Петербурга Игорь Албин в ходе очередного посещения стройки отметил отставание работ от графика, но назвал ситуацию некритичной.

Пусто место

Вот уже почти два года пустует место стоянки исторического крейсера «Аврора». До осени 2014 года легендарный корабль качался на волнах у Петроградской набережной, но 21 сентября был отбуксирован в док Кронштадтского морского завода для тщательного обследования. Исторический облик корабля будет полностью восстановлен, и крейсер снова сможет самостоятельно «бороздить моря». «Все силы брошены на его реконструкцию, — заверяет начальник Главного управления кораблестроения Минобороны Владимир Тряпичников. — Летом этого года крейсер вернется на свое штатное место и вновь будет выполнять свойственные ему задачи». Торжественное событие запланировано на 16 июля. Что же, может, хоть с «Авророй» получится.