В Кронштадте планируют создать необычный музей
В 2017 году планируется начать работы на уникальном проекте реставрации Петровского дока в Кронштадте. В перспективе здесь должен открыться подводный музей затонувших кораблей.
Памятник инженерной мысли
Петровский док представляет собой памятник истории и культуры федерального значения. Общая длина доков составляет около полукилометра, ширина — 30 м, а глубина — 7-8 м. Уникальность инженерного решения заключалась в том, что для быстрого осушения дока использовался рельеф местности. Это позволяло приступить к ремонту судна в течение 24 часов. Вода из дока сливалась через глубокий овраг в специально оборудованный бассейн и уже оттуда перекачивалась обратно в залив. Размеры сооружения значительно превышали габариты судов, строившихся в XVIII веке, поэтому до 2000-х годов док входил в состав Кронштадтского морского завода и использовался по прямому назначению. Здесь строили и ремонтировали суда.
Однако с 2006 года док перестал функционировать, его осушили, после чего выложенные камнями стены стали быстро разрушаться. Капризная питерская погода, дождь, снег не пощадили памятник архитектуры. Когда руководство завода решило док восстановить, чтобы снова использовать для ремонта кораблей, то выяснилось, что с точки зрения экономики делать это невыгодно. Док был передан на баланс музея истории Кронштадта и сегодня, по словам директора музея евгения Гришко, пребывает в плачевном состоянии.
Здесь будет музей?
Проект реставрации дока разработали специалисты института «ленпроектреставрация». И недавно архитектурная концепция получила одобрение Совета по культурному наследию Санкт-Петербурга. Как рассказал один из авторов проекта Алексей Варенов, надо было найти решение, которое бы позволило использовать все технические возможности этого сооружения. В итоге родилась идея: открыть здесь музей подводной археологии.
По плану все шлюзы Петровского дока должны вновь заполниться водой. Сохранится и судостроительная верфь. Только теперь на ней будут строить исторические корабли по сохранившимся чертежам. Сам док планируют закрыть стеклянным куполом, который защитит его от перепадов температур и осадков.
Но самое интересное то, что размеры Петровского дока позволяют разместить здесь уникальную крупногабаритную экспозицию затонувших объектов. Проект предполагает, что доки будут заполнены водой, и в них поместят экспонаты — корабли и предметы, найденные на дне Балтийского моря. Осмотр экспозиции будет проводиться по принципу океанариума — с разных уровней и разных ракурсов. Так, например, полюбоваться находками подводных археологов можно будет сверху, с галереи, или снизу. По словам Алексея Варенова, в северном доке не сохранились ворота. Их решили воссоздать, но сделать прозрачными, чтобы можно было видеть дно, лежащие на нем корабли, а также наблюдать за работой драйверов. Варенов считает, что посетители музея при желании также должны иметь возможность поплавать с аквалангом вокруг исторических экспонатов.
Как рассказал исполнительный директор центра подводных исследований Русского географического общества Сергей Фокин, недостатка в экспонатах будущего музея не будет. Сегодня на дне Балтики лежат не менее 200 выявленных затонувших кораблей. В Петровский док могут поместиться не более десяти цельных судовых корпусов. По мнению Фокина, в экспозицию стоит включить суда разных эпох. Также на территории дока планируется открыть реставрационные лаборатории и научно-методологический комплекс. А еще здесь хотят устроить музей подводной археологии и базу для подготовки подводных археологов.
В поисках инвесторов
Предполагается, что предпроекты разработки реставрации Кронштадтских доков будут выполнены уже в этом году. Также к концу года должно быть завершено предварительное обследование Петровского дока. А в 2017 году начнутся реставрационные работы. И если окажется, что док не очень сильно пострадал за годы «простоя», то авторы проекта говорят, что завозить первые экспонаты в музей можно будет уже в 2022 году.
Однако все, как обычно, может упереться в деньги. По подсчетам экспертов, инвестиции в проект могут составить внушительную сумму — 6-8 млрд рублей. При таких колоссальных затратах проект едва ли сможет стать коммерчески выгодным. Поэтому финансировать создание музея в Кронштадте сможет только государство или одна из государственных компаний.
Справочно:
Строительство канала с доком начали в 1719 году по указу Петра I. К 1722 году канал был, в основном, прорыт. Была также построена водокачка с ветряным двигателем. Однако император так и не увидел окончания строительства своего детища. Сооружение дока завершилось через много лет после его смерти. Док открыли 30 июля 1752 года в присутствии императрицы Елизаветы Петровны, которая сама запустила шлюзовые механизмы.