Почему не работают генеральные планы российских городов?
«Стройгазета» уже писала о том, что в конце минувшего года президент Владимир Путин поручил правительству подготовить предложения по переходу в крупных городах от генеральных планов к документам, определяющим стратегические направления градостроительного развития. Тема «отмены генпланов» активно обсуждается в профессиональном сообществе. Сегодня об изменениях государственной политики в отношении генеральных планов городов в интервью «СГ» рассуждает руководитель омского Института территориального планирования «Град» Анна БЕРЕГОВСКИХ.
«СГ»: Анна Николаевна, действительно ли генеральные планы городов хотят отменить?
Анна Береговских: Нет, конечно, завтра генеральные планы никто не отменит. Переходный период может продлиться три-пять лет. И генпланы, которые есть в городах, останутся, просто должна появиться стратегическая надстройка — та часть, которой не хватает современной документации. Сегодня основным документом территориального планирования для городов является генеральный план, но он не работает в полной мере. Есть серьезные опасения, что цели социально-экономического развития страны, поставленные в «майском» указе президента и принятых национальных проектах, в условиях действующего законодательства могут быть не достигнуты. Поэтому и поставлена задача комплексного реформирования системы управления развитием территорий, в том числе на стратегическом и тактическом уровнях. Посмотрите на генплан Омска. Федеральные земли Минобороны. Стыдно ехать мимо — мы видим развалины, недострои! На берегу Оми уже пятнадцать лет стоит брошенный каркас — что это? И никого не волнует эта наиценнейшая городская территория, здесь бы набережную сделать, да что угодно — земля золотая, к которой можно без проблем подвести всю необходимую инфраструктуру. А сколько производственных территорий в Омске не используется по назначению? Что-то около 1500 гектаров… И все эти территории находятся в границах селитебной части города. А новое жилье в генплане — на выселках.
Это как раз и свидетельствует о том, что генеральный план не решает вопросов развития города. Я не случайно затронула тему федеральных земель — здесь даже генплан обвинить нельзя. У него есть особенность в действующем законодательстве, о которой сегодня все говорят. Генплан не относится к стратегическим документам! У нас принят ФЗ-172 «О стратегическом планировании в РФ», и там есть стратегия социально-экономического развития города, а генплана там нет.
«СГ»: Тогда зачем вообще нужен генплан?
А.Б.: Он определяет инфраструктурное развитие на местном уровне. И все. Это функциональные зоны и объекты местного значения: детские сады, школы для города, спортивные комплексы, улицы и дороги местного значения, водопровод, теплотрассы. А вот больницы и объекты здравоохранения — это уже региональный уровень планирования. То есть, генплан не может определить, быть или не быть новой больнице. Вышестоящим уровнем здесь является схема территориального планирования Омской области. А еще людей сейчас волнует, быть или не быть аэропорту в центре города. Но это уже федеральный уровень! Никакого отношения генеральный план не имеет к принятию этого решения. Принять даже самое правильное решение, но не относящееся к полномочиям муниципалитета, в генплане нельзя. Это нормативный правовой акт местного самоуправления, и в его утверждаемой части не может быть больше, чем положено.
«СГ»: Поручение президента поможет решить проблему?
А.Б.: У нас есть не только поручение президента. На протяжении двух последних лет разрабатываются предложения по совершенствованию градостроительной деятельности в целом. Мы считаем, что пространственное планирование должно быть двухуровневым. Первый уровень — стратегический, то есть стратегия социально-экономического развития должна включать в себя пространственный блок. И именно стратегия должна взять на себя ответственность за выработку общего мнения, согласованного в схеме «власть-бизнес-население». Стратегия должна определить приоритеты по всем направлениям и целевые показатели — к чему мы стремимся. Она должна определить ценности: что хочет город, и куда он хочет двигаться. А потом уже мы ищем механизмы реализации стратегии. Например, город решил, что нам нужен аэропорт. Значит, готовим обоснование, считаем, доказываем, почему это нужно городу, региону и стране — и тогда вперед, в соответствующее федеральное министерство. Так по всем вопросам, требующим государственного решения. На основе стратегии ищем механизмы, добиваемся согласия в регионе, в федерации. Тогда в генплане могут быть решены вопросы комплексного развития. Иначе пока никак. Это путь медленный, трудоемкий… Поэтому президент и дал поручение проработать вопрос перехода от генплана к стратегии. Я бы иначе этот вопрос ставила: нужно продумать, как от стратегии к генплану перейти.
«СГ»: Нам придется разрабатывать эти новые документы?
А.Б.: Стратегия для города Омска была принята в декабре 2018 года. Областная стратегия также есть. Другой вопрос, что в них нет пространственной составляющей, но их можно дорабатывать. Например, в Екатеринбурге в прошлом году в стратегию социально-экономического развития города был добавлен специальный раздел, посвященный пространственному развитию. Мы считаем, что сейчас необходимо разрабатывать одновременно пакет документов в виде комплексного проекта с минимальным составом: стратегия пространственного развития города, новые нормативы градостроительного проектирования, генеральный план и правила землепользования и застройки. Здесь же параллельно — социальная, экономическая и экологическая аналитика, транспортно-функциональное моделирование. Такой подход соответствует представлению профессионального сообщества о грядущем преобразовании территориального планирования, которое, надеюсь, найдет отражение в докладе, который готовит сегодня Минэкономразвития. Первый уровень — стратегический (стратегия социально-экономического развития городов), а второй — это нынешний генплан. Может быть, он поменяет свое название и станет «Генеральным планом инфраструктурного развития города».
«СГ»: Не захотят ли переходным периодом воспользоваться лоббисты, заинтересованные в застройке тех или иных территорий, например, зеленых зон?
А.Б.: Генплан никто не отменяет. Кроме того, рядом должны лежать правила землепользования и застройки. 80% города должно быть территорией стабильности. На эти территории должны быть разработаны проекты межевания, которые с недавнего времени имеют право установить красные линии и все необходимые градостроительные ограничения. На основе проектов межевания оформляются права собственности на земельные участки. Это касается, в первую очередь, муниципальной собственности, которую необходимо закрепить на территории общего пользования: улично-дорожную сеть, скверы, парки, набережные, бульвары, игровые и спортивные площадки. Тогда застройка этих нужных городу территорий станет просто невозможной, а реализация национального проекта «Жилье и комфортная среда» будет более эффективной.
Есть такая манера у архитекторов-градостроителей — все в генплане перекрасить до неузнаваемости. И я помню, как некоторые омские специалисты возмущались, глядя на сделанный нашим институтом мастер-план Омска, — мол, ваше зонирование очень похоже на опорный план существующей застройки. Конечно, оно и должно быть похожим! Чем больше генплан похож на опорный план, тем качественнее в городе среда, это же факт! Так делают в европейских странах, например, весь центр Парижа просто закреплен в документах. Там есть регламент на каждый земельный участок, и никакого изменения не может быть. Там и так все хорошо. А если даже не все хорошо, нужно быть реалистами, и предусматривать лишь те изменения, которые действительно возможно воплотить. Это опять к тому, что генеральный план необходимо не только рисовать, но и считать.
Цитата:
Генплан должен отвечать стратегическим целям, основываться на демографическом и инвестиционном прогнозах. Сколько людей будет жить в городе через десять, двадцать, тридцать лет? Что нужно сделать, чтобы в город приезжала талантливая молодежь и оставалась здесь жить?
Справочно:
Институт территориального планирования «Град» был создан в 2003 году. Главное направление его деятельности — градостроительное проектирование. В настоящее время ИТП «Град» разработано более двух тысяч проектов для государственных и муниципальных заказчиков более чем в сорока регионах России. Институтом выполнен ряд научно-исследовательских работ для Минэкономразвития РФ.
Номер публикации: №10 от 15.03.2019